Русским туристам поменяли правила

Первый день мая существенно осложнит российским туристам путешествие на пароме по скандинавским и балтийским странам. С этого дня финские пограничники начнут ставить россиянам штампы не только на въезде, но и на выезде из Шенгенской зоны. Это значит, что в следующем европейском порту сойти на берег смогут лишь те, у кого многократная виза, предварительно отстояв многочасовую очередь на границе.

1 мая в силу вступают новые правила пересечения финской морской границы пассажирами паромов, прибывших из Санкт-Петербурга. Новшество подразумевает, что финские пограничники будут ставить пассажирам штамп как о въезде в Шенген, так и о выезде (EUROMAG писал об этом).

Таким образом, в следующем порту по маршруту следования парома – Стокгольме – пассажиры, желающие сойти на берег, снова должны будут проходить пограничный контроль. Это смогут сделать лишь те, у кого как минимум двукратная шенгенская виза. Если виза с однократным въездом, такого пассажира на берег уже не пустят.

«Новые правила финнов создадут не только колоссальные проблемы пассажирам, но и шведским пограничникам, которые вряд ли готовы к тотальной проверке документов», – заявил EUROMAG гендиректор российской паромной компании St Peter Line Игорь Глухов. Именно паромы этой компании сейчас курсируют из Санкт-Петербурга по Балтийскому морю с заходом в порты Хельсинки, Стокгольм и Таллин.

По словам Глухова, проблема с правилом пересечения финской границы российскими туристами из Санкт-Петербурга вышла в Евросоюзе уже на самый высокий уровень. «Я знаю, что по этому вопросу в Брюсселе в пятницу прошло специальное заседание с участием еврокомиссара по внутренним делам Сесилии Мальстрем и начальником порта Стокгольма. Своим решением финны больше подставили шведов. И теперь им надо придумать, как красиво выйти из ситуации», – пояснил Глухов.

Ранее в интервью порталу Fontanka.fi представитель Пограничной службы Финляндии Яякко Ритола заверил, что для введения новых правил есть веские причины. Дескать, когда паром приходит в порт Хельсинки, не все пассажиры сходят на берег и, соответственно, проходят пограничный контроль. Затем, когда корабль приходит в порт Стокгольма, этот рейс уже считается внутришенгенским, следовательно, эти пассажиры могут сойти на берег вообще без штампа в паспорте.

Но Игорь Глухов наличие такой проблемы категорически отрицает. «У нас есть строгие правила, в соответствии с которыми все пассажиры парома при заходе в порт Хельсинки должны обязательно выйти с парома и пройти пограничный контроль. Если кто-то захочет сразу вернуться на корабль, пусть возвращается. За несоблюдение этого правила предусмотрен крупный штраф 3 000 евро. И у нас за 6 месяцев не было нарушений паспортного или визового режима в Хельсинки», – заверил глава паромной компании.

Игорь Глухов надеется, что правила будут отменены, так как, фактически, это может привести не только к падению турпотока из России в европейские столицы, но и к закрытию всей линии. «Кому понравится по пять–шесть часов стоять в очереди на границе в каждом порту?» – резонно спросил он.

Первоначально эти правила должны были вступить в силу еще 1 марта, но тогда финские пограничники объявили, что они переносятся на 1 мая.

Игорь Глухов признает, что из-за пробелов в европейском законодательстве Финляндия может ввести подобные правила и штамповать паспорта как на въезд, так и на выезд, даже если следующий рейс внутриевропейский.

«По нашим данным, Еврокомиссия сейчас рассматривает вопрос, как устранить это пробел. Для этого им придется вносить изменения в законодательство, где будет четко определено, что такое порт въезда [в Шенген], а что такое порт выезда [из Шенгена]. А пока они рассматривают этот вопрос, надеемся, что правила пересечения границы останутся прежними», – сказал Игорь Глухов.