Переговоры о введении безвизового режима между Россией и Евросоюзом Москва и Брюссель начали еще в 2003 году. Однако отмена виз тогда казалась таким нереальным шагом, что после 2003 года о решении этого вопроса мало кто вообще вспоминал.
Как ни странно, импульс визовому вопросу дал финансовый кризис, который разразился в мире в конце 2008 года. Падение турпотока в Европу (как внутреннего, так и внешнего) было таким огромным, что власти многих стран, особенно тех, где туризм в экономике играет существенную роль, начали серьезно думать над тем, как привлечь россиян, составлявших немалую долю в объеме турпотока.
Пионером по облегчению визового режима была Испания, которая в преддверии летнего сезона 2009 года объявила о том, что начинает выдавать всем российским туристам полугодовые шенгенские мультивизы.
Но настоящий импульс началу интенсивных переговоров по отмене виз дал глава итальянского МИДа Франко Фраттини. В декабре 2009 года в интервью телеканалу Russia Today дипломат заявил, что уже в 2010 году россияне будут ездить в Европу без виз. Эти слова и определили повестку дня многих встреч между Россией и ЕС на самом высшем уровне в течение всего года.
Слова Фраттини российскому МИДу не могли не понравиться, и Москва в очередной раз напомнила Европе, что со своей стороны готова открыть границы «хоть завтра». Ответ ЕС ждать пришлось недолго. 1 января председательство в Евросоюзе перешло к Испании, и, приняв бразды правления, Мадрид сразу заявил, что считает отмену визового режима с Россией своим основным вопросом во время председательства в ЕС.
Однако реальный шаг по отмене визового режима в 2010 году Россия сделала с европейским государством, которое не входит в Евросоюз. В середине мая Россия и Турция подписали соглашение об отмене визового режима для граждан двух стран, которые приезжают в страну не более чем на 30 суток. Впрочем, документ до сих пор не вступил в силу, однако эксперты ожидают, что это произойдет в 2011 году.
Кроме того, временные безвизовые въезды в 2010 году россиянам давали Хорватия (с 1 апреля по 31 октября), Албания (с 30 мая по 31 октября) и Македония (с 1 июля по 15 октября).
За время правления Испании Россия и ЕС в Ростове-на-Дону провели саммит, где визовый вопрос стал одним из главных. Москва ожидала, что именно на этой встрече Брюссель передаст так называемую дорожную карту по отмене виз. Это своеобразный свод требований, по мере выполнения которых Европа должна была бы открыть границы. Но этого не произошло – за день до начала работы саммита из Брюсселя намекнули, чтобы россияне «не тешили себя напрасными иллюзиями». На итоговой пресс-конференции президент России Дмитрий Медведев вину за торможение визового вопроса возложил на Европу. «Евросоюз состоит из 27 государств, каждое из которых имеет собственную точку зрения по вопросу отмены виз, в том числе с Российской Федерацией... Чем быстрее будет найден консенсус на эту тему внутри Евросоюза, тем, как мне представляется, лучше», – сказал тогда российский лидер.
После этого Москва начала кропотливую работу по вопросу открытия границ с каждой страной отдельно. В течение этого года заявления о том, что безвизовый режим с Россией возможен в ближайшее время, делали политики Испании, Греции, Италии, Германии, Кипра, Латвии, Финляндии, Словакии и Эстонии, а Польша на уровне ЕС начала лоббировать отмену виз для всех жителей Калининградской области.
Противником отмены визового режима с Россией можно назвать Великобританию. В феврале британский министр по делам Европы Крис Брайнт заявил, что не видит необходимости в облегчении визового режима с Россией и считает, что еще рано говорить об отмене виз для поездок граждан между РФ и Евросоюзом. При этом само Соединенное Королевство в Шенгенскую зону не входит, но настойчиво советует Брюсселю не открывать границы для россиян.
Согласно статистике, с 2003 года число отказов в выдаче британской визы россиянам выросло в два раза. Фактически посольство сейчас отказывает каждому 11-му россиянину – по этому показателю Россия занимает пятое место после Индии, Нигерии, Пакистана и Китая.
Самое интересное, что сами британские власти уже недовольны своей визовой политикой. Еще в 2009 году депутат британского парламента от ныне правящей Консервативной партии Грег Хэндс заявил, что «наша визовая политика в отношении... простых российских граждан иногда постыдна». В качестве примера он привел имена нескольких известных россиян – правозащитников и музыкантов, которым Британия отказала в визе.
Но в этом году Россия и Британия сделали первый шаг на пути облегчения визового режима и налаживания отношений после скандалов, связанных с отказом выдать России Бориса Березовского и Ахмеда Закаева, а также убийства в Лондоне в 2006 году бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. 13 октября после встречи глав МИД России и Британии Сергея Лаврова и Уильяма Хейга Москва заявила, что стороны «начинают диалог об упрощении визовых процедур». Впрочем, в первую очередь облегчение визового вопроса должно коснуться участников культурных и образовательных обменов, а также представителей бизнеса.
Кроме того, в этом году на визовом фронте произошло еще одно значимое событие, которое ранее было просто невозможно себе представить. В августе российским туристам официально разрешили безнаказанно нарушать сроки пребывания на территории Евросоюза. Это сделала Греция. На такой шаг Афины пошли после того, как жара в Москве побила все мыслимые и немыслимые рекорды, а дым от подмосковных пожаров полностью накрыл город. Греческие власти быстро смекнули, что возвращаться из Греции в такие условия россияне не хотят, и поэтому с 10 августа всем им разрешили остаться в стране до 10 сентября. При этом туристам не нужно было продлевать визы – важно было просто покинуть страну до 10 сентября, и пограничники закрывали глаза на то, что срок действия визы закончился раньше.
Аналогичные меры по «продлению отдыха» россиян также предприняли Латвия и Болгария (которая, впрочем, в Шенгенскую зону не входит). Однако в этих странах путешественникам все-таки приходилось идти к миграционным властям и продлевать визу, но это все делалось в течение нескольких минут без требования каких-либо документов.
Такая щедрость Афин, Риги и Софии удивила даже российский МИД. Глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров тогда заявил: «Вещи, на обсуждение которых обычно мы тратим месяцы, решились за несколько дней».
К этому моменту председательство в Евросоюзе уже было у Бельгии, которая, впрочем, больше занята не проблемами Европы, а собственным политическим кризисом – из-за неспособности местных политиков договориться страна уже 190 дней живет без правительства.
Тем не менее и Бельгия нашла время высказаться по вопросу отмены виз. 13 августа посол Бельгии в Москве Ги Труверуа в эфире «Эха Москвы» заявил, что безвизовый режим между Россией и ЕС будет введен в самое ближайшее время. Впрочем, он напомнил и о взаимности со стороны России для европейцев, которых не устраивает обязанность регистрации в РФ.
Закончились визовые переговоры 2010 года в той же Бельгии – 7 декабря в Брюсселе на саммите Россия – ЕС Москве передали требования, от решения которых зависит открытие границ. Требований всего четыре: первое – повысить безопасность выдаваемых в РФ документов, второе – повысить уровень борьбы с нелегальной миграцией, третье – повысить уровень безопасности внутри страны и четвертое – свободное перемещение иностранцев по России, то есть отмена регистрации.
В конце декабря Федеральная миграционная служба России заявила, что получила от ЕС первое конкретное требование – повышение безопасности удостоверяющих документов, в том числе полный переход к использованию биометрических паспортов. ФМС отрапортовала, что «готова в полном объеме выдавать биопаспорта всем гражданам Российской Федерации».