Швейцария принимает немало необычных законов, однако упрекнуть её в этом не может никто, так как практически все ключевые поправки вносятся путем всеобщего голосования.
Так, в сентябре 2013 года жители итальяноязычного региона Тичино проголосовали за полный запрет на ношение одежды, скрывающей лицо. Под это определение попадает и ряд атрибутов женской одежда у мусульманок.
Протесты и возмущения представителей ислама вынудили парламент региона затянуть обсуждение на несколько лет, однако, теракты в Париже резко изменили расклад сил. Спустя неделю после событий в Париже парламент региона принял закон, уже одобренный жителями. При этом, закон принят в наиболее жесткой формулировке.
Как сообщает издание Le Matin, отныне будет запрещено закрывать лицо в общественных местах кантона. Согласно сообщению правительства, данный закон должен был одинаковым образом распространяться как на мусульманок, которые носят паранджу или никаб, так и на спортивных фанатов, которые маскируют лица, или демонстрантов, надевающих маски.
Тем не менее, для мусульман будет отдельный закон, состоящий из девяти статей. Большой совет пожелал провести это разделение, чтобы избежать приравнивания в правах женщин в парандже к хулиганам или демонстрантам.
Штраф за нарушение закона будет варьироваться от 100 до 10 000 швейцарских франков (92 - 9 226 евро).
Издание уточняет, что в законе не делается исключения для туристов. Приезжающим в Швейцарию иностранцам будут сообщать посредством информационных вывесок в аэропортах и на таможне о том, что закрывать лицо в Тичино запрещено.
По данным консультационной комиссии, в 2014 году кантон посетили 40 000 представителей Ближнего и Среднего Востока, и эта тенденция только прогрессирует. Такая клиентура очень ценна для отелей и розничной торговли. Именно за счет таких посетителей эти две отрасли надеются покрыть потери, связанные с европейским рынком.
Это далеко не единственный случай, когда швейцарцы идут на принцип, не боясь прослыть «нетолерантными». Помимо знаменитого голосования о запрете строительства минаретов, самой известный считается история с авиакомпанией SWISS Air Lines.
Три года назад поводом для недовольства представителей ислама стал крест на флаге Швейцарии. Точнее, не сам флаг, а использование креста как символа в рекламной кампании швейцарской SWISS Air Lines, которая, к тому же, сняла новый ролик под лозунгом «Крест – это козырь» (Kreuz ist Trumpf).
Слоган, размещенный над изображением самолета, показался представителям мусульманской общины бестактным и оскорбительным.
Между тем, как пояснили представители авиакомпании, в этом слогане содержится двойной смысл: во-первых, он ассоциируется с флагом Швейцарии (белый крест на красном фоне), во-вторых, напоминает швейцарцам о любимой ими карточной игре jass (Kreuz ist Trumpf можно перевести и как «Козыри – крести»). Второе значение слогана, понятное лишь коренным швейцарцам, призвано внести в рекламную кампанию особый «аромат дома».
Несмотря на эти доводы, представители мусульманской общины увидели в игре слов религиозный смысл.
«Христианский лозунг следует расценивать как провокацию и нападение на ислам», – заявил швейцарским СМИ представитель мусульманской общины.
Так или иначе, рекламу не убрали, а поводов для извинений швейцарцы не увидели.