Когда швейцарцы слышат имя Барри, то многие, скорее всего, сразу вспоминают о знаменитой легенде, в которой говорится о собаке породы сенбернар с бочонком рома на шее, спасшей из-под снежных завалов около сорока человек.
Был среди них и наполовину замерзший мальчик. По легенде пёс дотащил мальчика до деревни на спине. По той же версии, умер Барри от штыка одного из солдат Наполеона, принявшего пса за волка.
Тем не менее, Барри – персонаж легендарный, но не мифический. С его реальной историей можно ознакомиться на специальной выставке, развернутой сейчас в Берне в городском Музее естествознания.
«Если речь идет о святом или о какой-то знаменитости, то и его смерть тоже непременно должна быть чем-то необычным. Как будто бы великий герой не может тихо умереть в собственной постели», — говорит зооархеолог и научный консультант Музея естествознания Берна Марк Нуссбаумер.
В самом деле, тот самый легендарный Барри действительно тихо умер в Берне в 1814 году, сообщает swissinfo.ch.
Двумя годами раньше он — постаревший и усталый — был перевезен в Берн из альпийского горного отеля, расположенного на перевале Большой Сен-Бернар недалеко от швейцарско-итальянской границы. В Берне эта знаменитая собака и встретила закат своей жизни.
Марк Нуссбаумер, автор книги «Барри с перевала Большой Сен-Бернар», полагает, что собака должна была стать своего рода «живой моралью, как в баснях», пропагандируя в массах деятельность ордена Св. Августина, монах из которого и перевез старого пса в Берн.
Барри еще при жизни стал известным в своей стране, а также за её пределами. В 1816 году швейцарский профессор естественной истории из Берна Фридрих Майснер писал: «Радостно и одновременно утешительно знать, что столь верный пес, спасший жизнь такому множеству людей, не окажется в забвении сразу же после своей смерти».
Тот исторический отель на перевале Большой Сен-Бернар расположен на высоте почти в 2 500 метров над уровнем моря. Перевал связывает город Мартиньи в швейцарском кантоне Вале с городом Аоста уже в Италии.
Отелю, к слову, уже почти 1000 лет. Собаки при этом отеле разводились изначально для того, чтобы искать и спасать тех, кто заплутал, сбился в пути, попал под лавину.
С середины XVII века проводники начали брать с собой сильных собак, как правило, неких безымянных смешанных пород. По имеющимся данным, за все это время приют и его собаки спасли, по меньшей мере, около 2 000 человек.
«Ходить по горам намного проще, если с тобой идут три-четыре крупных собаки. Во-первых, они знают, куда они идут. Во-вторых, собаки прокладывают дорогу через глубокий снег, облегчая путь человеку. И еще у них тонкое обоняние — у всех собак чуткий нос — и стоит им почуять кого-то, они лаем указывают на это своему проводнику», — говорит Нуссбаумер.
Правда, он подчеркивает, что Барри совсем не был собакой, специально выкапывавшей людей из-под снежных завалов: «Он был просто одним из множества псов, живших при приюте на перевала Большой Сен-Бернар».
Сегодня в Швейцарии действует «Фонд Барри», занимающийся разведением сенбернаров. Руководитель фонда Рудольф Томанн пояснил, что эти собаки больше не используются для спасательных операций, так как они слишком тяжелы для спасательных вертолетов. Сенбернары весят до 100 килограммов.
«Это очень социальные и дружелюбные собаки. Мы с ними часто навещаем пожилых людей и инвалидов в домах престарелых и клиниках. Кроме того, вот уже два года подряд мы организуем специальные лагеря для детей с ограниченными возможностями и с поведенческими проблемами. В 2010 году мы провели два таких лагеря, в 2013 году — уже шесть, а в этом году их будет не меньше 12, и это для нас громадный успех», — поясняет Рудольф Томанн.
Что же касается «Фонда Барри», то сегодня на его базе живут 34 сенбернара, их них шесть кобелей, причем один из них обязательно должен носить гордое имя Барри в честь своего знаменитого предка. Ежегодно здесь появляется на свет около 20 щенков. Большинство из них идут на продажу, один щенок сенбернара стоит до 2400 франков или примерно 89 000 рублей.
Родившийся в 1800 году, то есть как раз тогда, когда Наполеон переходил через Большой Сен-Бернар на пути в Италию, Барри вовсе не был самой первой собакой-спасателем. Но он стал, наверное, самым знаменитым представителем своей породы.
О Барри писали книги и снимали фильмы. Сегодня Барри стал идеальным символом таких швейцарских надежности и долговечности.
«Его история по-прежнему остается великолепным примером настоящего авантюрного сюжета, ведь что может быть более почетным и интересным, чем совершать горные переходы и спасать людей? Это настоящий герой, который дает людям надежду. Я думаю, это обстоятельство и делает Барри - даже в наши дни - прекрасным послом Швейцарии, - пояснил для swissinfo.ch Михаэль Келлер, вице-директор организации «Bern Tourismus», отвечающей за развитие туризма в Берне. - Я бы сказал, что в списке самых распространенных клише о Швейцарии Барри занимает третье место после шоколада и сыра, и он по душе всем, как детям, так и взрослым».
Он рассказал, что туристы из Японии и юго-восточной Азии специально едут в Берн. Г-н Келлер отметил, что туристы из Азии могут не знать ничего о городе или стране, но точно знают про Барри и хотят увидеть места, связанные с ним.
Дело в том, что «тот самый» Барри оказался, в конечном итоге, в Берне в качестве чучела.
«Превратившись в экспонат, он стал центром, вокруг которого сосредоточились вообще все симпатичные и трогательные истории про собак и их добрые дела. Для меня он «первый среди равных». Барри - это четвероногий идеальный тип вообще всех собак за последние 300 лет, не больше и не меньше», - резюмирует Келлер.
Марк Нуссбаумер рассказал, что, на самом деле, собаки-спасатели с перевала Святого Бернара были, скорее, обычными дворнягами. Монахи не придавали их экстерьерным данным совершенно никакого значения. Та порода сенбернаров, которую мы знаем сегодня, была выведена уже после смерти Барри.
«Ближе к концу XIX века, когда в мире началось массовое и прицельное выведение тех или иных пород собак, их экстерьер быстро стал практически единственным важным критерием, — поясняет Рудольф Томанн. - Особенной любовью к крупным собакам отличались англичане, которые были готовы платить за них большие деньги».
«Господствующим тогда мнением был тезис «чем больше — тем лучше!», — добавляет Марк Нуссбаумер.
В 1923 году чучело Барри подверглось реконструкции, поскольку оно больше не отвечало современным на тот день ожиданиям публики. Его голову увеличили (оригинальный череп этого пса представлен на выставке в качестве отдельного экспоната), ноги удлинены примерно на 10 сантиметров (если посмотреть внимательно, то можно заметить это по цвету и структуре шерсти). Кроме того, его опущенную голову приподняли, чтобы «исправить» скромную осанку и подчеркнуть его гордый и героический облик.
Вес реального Барри составлял примерно 40-45 кг, тогда как современные сенбернары легко могут достигать сотни килограммов. И высота чучела Барри сегодня составляет 64 см в холке, но при жизни он был куда мельче. У теперешних сенбернаров рост варьируется от 70 до 90 см.