При все насыщенности уходящего года большими событиями, выделить главное не сложно. На судьбы Европы, больше остальных, безусловно, повлияет референдум о выходе Британии из состава ЕС, как бы в итоге не закончился процесс размежевания.
Премьер-министр Дэвид Кэмерон выступал за сохранение Британии в ЕС, поэтому после референдума уступил свой пост главному оппоненту, много лет работавшей в его же правительстве.
Экс-глава МВД Тереза Мэй изначально поддерживала проект по сохранению Британии в ЕС. Однако, всегда отмечала, что делает это из солидарности с коллегами по правительству, считая необходимым добиваться независимости от Брюсселя.
Еще будучи главой МВД, Мэй открыто выступала за ограничение миграции в Британию, а также выхода страны из-под юрисдикции ЕСПЧ, который несколько раз пытался запретить экстрадицию из Британии опасных радикалов, причастных к террористической деятельности.
Благодаря усилиям Мэй, правительство приняло довольно жесткие меры по борьбе с радикалами, в том числе теми, кто направлялся в Сирию, лишая их британских паспортов или высылая из страны.
После отставки своего руководителя Дэвида Кэмерона Тереза Мэй была выбрана большинством соратников по партии в качестве нового главы правительства. Он сменила ряд ключевых министров, обозначив симпатии к сторонникам Brexit.
Так, экс-мэр Лондона Борис Джонсон стал министром иностранных дел страны. Назначение стало сенсацией: с премьер-министром Терезой Мэй у Джонсона достаточно непростые отношения, она, называя его «душой партии», неоднократно говорила, что ему не всегда можно доверять. И, тем не менее, именно Джонсон стал одним из первых назначений нового премьера.
Ветеран лагеря евроскептиков Дэвид Дэвис был назначен министром по вопросам выхода Великобритании из ЕС. Также были призведены замены наиболее приближенных к Кэмерону министров.
Тем не менее, первым серьезным испытанием для Мэй стал именно вопрос по Brexit, так как парламент Великобритании потребовал от правительства план действий, грозясь заблокировать итоги референдума.
Тэреза Мэй лично взялась урегулировать этот вопрос. После ряда встречь с представителями парламента, правительство получил карт-бланш. Палата общин британского парламента проголосовала за то, чтобы не препятствовать переговорам правительства по условиям Brexit с властями ЕС.
Решение было принято большинством голосов депутатов нижней палаты в соотношении 461 против 89 после шестичасовых дебатов.
Лояльность парламента, однако, может дорого стоить правительству, так как депутаты потребовали в обмен на карт-бланш четкого плана действий и постоянной отчетности. Правительство Великобритании должно выполнить свое обещание избирателям и ввести в действие до 31 марта 50-ю Статью Лиссабонского договора, которая дает формальный старт двухлетней процедуре Brexit.
Интересно, что многие специалисты сравнивают нынешние решения Терезы Мэй с политикой Маргарет Тэтчер, однако, еще будучи главой МВД, нынешний премьер смогла завоевать репутацию одного из самых жестких консервативных политиков Великобритании за последние десятилетия.
Как серьезная политическая фигура Тереза Мэй возникла после истории с погромами в Лондоне в 2011 году. До этого мало кто мог представить, что организованные группировки будут громить столицу Великобритании три ночи подряд.
Но оказалось, что грабеж и пожары – удел не только стран третьего мира с нестабильным обществом и низким уровнем доходов. Британские магазины наравне с детьми из неблагополучных семей громили отпрыски миллионеров, а посол лондонских Олимпийских игр Челси Айвз, кидая парковочный столб в лобовое стекло полицейской машины, кричала, что это лучший день в ее жизни.
Ответ властей не заставил себя ждать. По личной инициативе Терезы Мэй, два блогера, которые в Интернете призвали к погромам, получили по четыре года тюрьмы, хотя их непосредственное участие в погромах не было доказано.
Такой приговор в какой-нибудь североафриканской стране в будущем мог бы грозить Гаагой ее правителю. Но главу МВД это никак не смутило.
Рецепт, который предложила глава британского МВД Тереза Мэй, кардинально изменил консервативное королевство. Она провела законопроекты, которые позволили использовать против демонстрантов армию и водометы (до тех пор это было лишь в Северной Ирландии), закрывать доступ к социальным сетям, а если потребуется, и вовсе вводить комендантский час для подростков.
Тогда Терезу Мэй раскритиковали все возможные правозащитники, а представители левых сил заявляли, что политическая карьера этого человека закончена. Имен этих представителей сегодня не помнят даже журналисты, а Тереза Мэй готовиться выводить Британию из Евросоюза.
Тереза Мэри Мэй, в девичестве Брайзер, родилась 1 октября 1956 года в Истборне (графство Суссекс) в семье священника – преподобного Губерта Брайзера и его супруги Зейди.
Учитывая статус отца, Тереза Брайзер получала начальное образование как в государственных школах, так и в церковных при монастырях англиканской церкви. Впоследствии она получила диплом бакалавра географии в Оксфорде и с отличием закончила колледж Святого Хью.
Трудовая деятельность Терезы Брайзер началась в 1977 году в Банке Англии. Спустя три года она сменила фамилию на Мэй, выйдя замуж за Филипа Джона Мэя.
Публичная политическая карьера Терезы Мэй началась в 2002 году, когда она стала первой женщиной – председателем британской Консервативной партии. Выступая на своем первом съезде в качестве лидера консерваторов, она заявила, что партия должна измениться, так как сейчас в глазах общества она воспринимается негативно. К тому моменту страной в течение четырех лет правили лейбористы, и их монополия на власть продолжалась потом еще девять лет.
Поэтому Мэй пришлось довольствоваться постами лишь в так называемом теневом кабинете консерваторов – была министром транспорта и одновременно министром продовольствия и экологии. Затем стала министром культуры, СМИ и спорта, а с конца 2005 года назначена лидером палаты общин. Последняя «теневая» должность Терезы Мэй – министр труда и пенсий.
Будучи депутатом палаты общин, Мэй голосовала за вторжение в Ирак, за принятие законов по борьбе с изменением климата, против дальнейшей интеграции Великобритании в Евросоюз, против запрета на курение в общественных местах и против предоставления равных прав представителям сексуальных меньшинств.
Британские журналисты практически не интересовались ни личной жизнью политика, ни ее прошлым. Однако пристрастие будущего министра внутренних дел к дизайнерским вещам было замечено некоторыми модными журналами. В Британии даже попробовали провести параллель между одержимостью Мэй дизайнерской одеждой и ее политическими успехами.
А британский Vogue как-то уговорил ее сняться к статье, посвященной деловым костюмам. Позже г-жа Мэй не очень лестно отозвалась о том опыте. «Они одели меня в костюм от Aquascutum. По правде, я бы предпочла Versace», – сказала она.
В мае 2010 года 13-летнему правлению лейбористов в Великобритании пришел конец. Пост премьера по итогам парламентских выборов занял консерватор Дэвид Кэмерон, а Тереза Мэй была назначена главой министерства внутренних дел.
Комментируя вступление Мэй в должность министра внутренних дел, Guardian написала, что «она не будет ничьей пешкой», Daily Telegraph прочила ей стать «восходящей звездой» коалиционного правительства, а Daily Mail описывала министра как «хладнокровного политика».
Тереза Мэй стала четвертой женщиной в истории Британии, занявшей один из главных постов в стране, после Маргарет Тэтчер (премьер-министр с 1979 по 1990 год), Маргарет Беккет (министр иностранных дел в 2006–2007 годах) и Джеки Смит (министр внутренних дел с 2007 по 2009 год).
Но первые дни работы в правительстве были для Терезы Мэй непростыми. Причем британские журналисты на нее накинулись не за политические инициативы, а из-за одежды. Глава британского МВД имела неосторожность появиться в голубом жакете 13 мая на первом после выборов заседании парламента, а затем этот же пиджак надела 25 мая на встречу нового правительства в резиденции премьера на Даунинг-стрит.
Такого позора пресса не простила. «Судя по всему, самым трудным пунктом в расписании нового министра стал пункт «снять», – иронизировали журналисты Daily Mail, сопроводив статью фотографиями главы МВД в одном и том же пиджаке, указав на них даты – 13 мая и 25 мая. Терезе Мэй посоветовали со своей первой зарплаты купить большой шкаф и заполнить его одеждой, чтобы между ношением одних и тех же вещей проходило намного больше времени.
И это притом, что еще несколько лет назад ее называли «самым гламурным депутатом палаты общин». Но скандал затих очень быстро, так как сама Тереза Мэй никак на него не отреагировала, а представитель МВД тогда заявил: «Мы не намерены комментировать вкусы министра внутренних дел».
Тем более что новый глава МВД дала журналистам намного больше информации для статей, чем обсуждение ее нарядов. В качестве своих первых инициатив она предложила отмену идентификационных удостоверений личности, реформу банка ДНК преступников, отказалась выдать США хакера Гари Маккиннона, который взломал компьютеры NASA, и запретила въезд в Британию индийскому мусульманскому проповеднику Закиру Наику. А два высокопоставленных сотрудника, несогласных с решением министра, были тут же отстранены от работы.
В конце июня 2010 года Тереза Мэй объявила о начале разработки программы по закрытию британских границ от иностранных мигрантов. Позже предложила разрешить полиции задерживать подозреваемых в терроризме на 28 дней без предъявления обвинения.
В декабре 2010 года Тереза Мэй столкнулась с первым общественным протестом – студенты, недовольные планами правительства поднять стоимость обучения в вузах с 3 тыс. до 9 тыс. фунтов, разгромили центр Лондона, включая офис Консервативной партии, и даже напали на машину принца Чарльза, который в этот момент ехал в театр.
Но тогда Мэй не решилась ужесточать меры по недопущению подобного впредь и давать полиции больше полномочий. «В Британии мы соблюдаем порядок без использования водяных пушек. В Британии мы соблюдаем порядок через согласие в обществе», – заявила она тогда в ответ на предложение жестче относиться к демонстрантам.
Все изменилось в августе 2011 года. Три ночи подряд подростки громили не только Лондон, но и Манчестер, Бирмингем и другие города страны. Полицейские не скрывали, что в первое время даже боялись использовать против погромщиков силу, так как не знали, как на это отреагирует руководство.
Прервав отпуск и вернувшись в Лондон, Тереза Мэй церемониться не стала: «Такое пренебрежение общественной безопасностью больше не будет допущено. Полиция получит мою полную поддержку в любых действиях, направленных на восстановление порядка». Беспорядки прекратились, спустя пять лет Тереза Мэй стала премьер-министром.
- #биография
- #Великобритания
- #Евросоюз
- #история
- #политика
- #премьер-министр
- #референдум
- #человек недели