Со времен возникновения международных отношений послы считались неприкосновенными, какими бы напряженными не были переговоры между странами. Это особое положение посла накладывало на страну, в которой он представлял интересы своей родины, особые обязательства по сохранению его жизни и здоровья.
В связи с этим, каждый случай насильственной смерти подобного человека приводил к серьезным последствиям. Чаще всего, убийство посла означало объявление войны, даже если принимающая сторона не была напрямую причастна к этой смерти.
Послов в Европе не убивали уже очень давно, поэтому события 19 декабря в столице Турции стали шоком для политиков и СМИ всего мира. Убийство посла было осуждено всеми официальными лицами, без исключения. Тем не менее, многие СМИ и эксперты и по сей день строят прогнозы, так как подобное преступление обязательно отразится на политической ситуации в Европе и Ближнем Востоке.
Работа посла, в первую очередь, заключается не в открытии выставок или званых ужинах для журналистов, а в поддержании мира и улучшении отношений между странами. Не удивительно, что убийство того, кто призван хранить мир, практически всегда ведет к войне. Однако, судя по всему, не в этот раз.
Президенты Турции и России сделали все, чтобы дело Андрея Карлова продолжало жить, договорившись совместными силами найти виновных.
Покушение на российского посла произошло в понедельник, 19 декабря, на открытии российской фотовыставке в Анкаре. В него несколько раз выстрелил из пистолета 22-летний офицер полицейского спецназа Мевлют Мерт Алтынташ, которого поначалу приняли за сотрудника службы безопасности.
Накануне президент России присвоил убитому дипломату звание Героя России посмертно. Он также решил перенести на сутки свою большую ежегодную пресс-конференцию, чтобы не проводить ее в один день с похоронами.
Убийца посла был застрелен. Достоверно о его мотивах ничего не известно. Во время покушения он выкрикивал фразы о Сирии и Алеппо, где российские военные проводят операцию на стороне режима Башара Асада. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган накануне заявил, что стрелявший в посла был последователем оппозиционного проповедника Фетуллы Гюлена. Сам богослов, проживающий в США, осудил убийство российского посла, заявив, что его сторонники не могли совершить подобного.
Власти обеих стран пришли к выводу, что целью нападения была попытка снова поссорить Россию с Турцией. МИД и Следственный комитет России квалифицировали убийство как теракт.
Тем не менее, на встрече с руководителями Федерального Собрания президент России заявил о необходимости пересмотра вопроса безопасности дипломатов в некоторых странах. Президент объяснил, что сейчас вооруженная охрана обычно работает только на территории посольства. «Но вы правы в том, что в некоторых странах с учетом особенностей происходящих там процессов, можно было бы договориться и о другом», - сказал Путин.
62-летний Карлов был ветераном российской и советской дипломатии. Он был уникальным послом, в послужном списке которого значилась даже работа в Северной Корее. Однако, именно турецкая командировка стала для дипломата самой сложной в карьере.
В июле 2013 года он стал чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации в Турецкой Республике. Именно на время его работы пришлось обострение отношений между Европой и Россией, миграционный кризис, война в соседней Сирии.
Главным же испытанием дипломатических навыков посла стал период резкого обострения российско-турецких отношений из-за атаки турецких ВВС на российский бомбардировщик Су-24 в ноябре 2015 года. «Оттепель» наступила лишь летом 2016 года, во многом благодаря усилиям Андрея Карлова.
«Я представитель третьего поколения в нашей семье, которое работает на дипломатической службе. Мой дед пришёл на работу в МИД в январе 1922 года. Я рос в семье дипломата, и пример моих родителей имел для меня большое значение», - рассказывал Карлов.
Во время учебы будущий дипломат всерьез увлекся востоком, изучая корейский язык. Сразу же после учебы его отправили работать в Посольство СССР в КНДР, где от с небольшим перерывом пребывал вплоть до 1990 года.
После распада СССР Андрей Карлов окончил Дипломатическую академию МИД России и уже в 1992 году отправился работать в Сеул. В КНДР Карлов вернулся в 2001 году.
В середине нулевых дипломат продолжил карьеру в МИД России, а с 12 июля 2013 года отправился в качестве полномочного посла РФ в Турцию.
За несколько лет своего посольства Карлов помог реализовать несколько крупных проектов, включая открытие в Анкаре Центра российской науки и культуры.
У Андрея Карлова остались жена и сын Геннадий. Последний, как и отец, окончил МГИМО. Интересно, что первым местом работы у него также стала Северная Корея, где он сейчас проходит дипломатическую службу.