На минувшей неделе случилось немало событий, за которыми многие могли пропустить знаменательное, хотя и не связанное со скандалами, кризисом или политикой, событие – во вторник, 9 апреля, 80 лет исполнилось легендарному французскому актеру Жану-Полю Бельмондо, которого французы до сих пор с любовью называют «бебель», что означает «прекрасный ребенок».
Юбилей этого выдающегося человека прошел на удивление скромно. Безусловно, были журналисты, интервью, статьи, фильмы с его участием, но тем, кто знаком с масштабом личности и популярностью Бельмондо, формат празднования может показаться даже неуважением.
Однако все дело вовсе не в скромности Бельмондо, а в его здоровье. Дело в том, что легендарный актер сейчас проходит курс лечения и был вынужден отпрашиваться у врачей парижской больницы Сен-Жозеф, чтобы заглянуть на торжество, посвященное собственному юбилею. Его отпустили, но попросили не нарушать режим.
Торжественный обед в ресторане «La Gauloise», как и другие вопросы организации, взяла на себя внучка актера Аннабель, которой помогал старый друг Жан-Поля актер Шарль Жерар.
Как это часто бывает, советский и французский зритель расходятся во мнениях относительно пика славы актера. В Европе Жан-Поля Бельмондо ценят за драматические роли, а на постсоветском пространстве он стал кумиром благодаря комедиям.
На юбилей Бельмондо явился в классическом пальто и длинном белом шарфе, небрежно наброшенном на шею, поприветствовал своих друзей и лишь пару минут уделил журналистам. Это оказалось довольно странное «интервью» - очень короткое и самокритичное. О себе он как обычно говорил с присущей только умному человеку самоиронией, назвав свою внешность «мерзкой», а мировую славу – «необъяснимой».
Тем не менее, как бы ни скромничал Жан-Поль Бельмондо, его слава, как и его роли, навсегда вписаны золотыми буквами в историю мирового кинематографа и второй половины XX века.
Жан-Поль Бельмондо, ставший впоследствии кумиром миллионов женщин, родился 9 апреля 1933 года в департаменте Нейи-сюр-Сен в семье скульптора и художницы. Как следствие – посещение музеев и особенно Лувра, было для юного Жана-Поля регулярным занятием. Он сам не раз говорил, что жизнь мало чему его научила, и все, что у него есть, было заложено родителями еще в те далекие годы.
Но искусство искусством, а Жан-Поль был мальчиком очень активным, поэтому одних картин и скульптур ему всегда было мало. Еще в детстве он активно увлекался боксом и футболом, однако в 20 лет юный Бельмондо поступил в Консерваторию драматических искусств в Париже.
По его собственным словам, если тому, какой он есть, Бельмондо обязан родителям, то на то, кем он стал, основное влияние оказали преподаватели Пьер Дюкс и Рене Жирар. Тем не менее, в то время у молодого Бельмондо было все далеко не так гладко, как может показаться. Он часто вступал в конфликт со своими преподавателями, обвиняя их в том, что обучение ведется по устаревшим методикам. Он считал, что искусство уже ушло намного дальше того, чему их учат. Чтобы куда-то деть свою бунтарскую энергию, Бельмондо вновь стал заниматься боксом.
Бельмондо рвался на большой экран, но все вокруг говорили ему, что с перебитым носом и расплющенными губами ему в кино делать нечего. Молодого актера прозвали уродом.
Кинодебют состоялся в 1957 году в фильме «Пешком, верхом и на машине», но эпизоды с его участием были вырезаны перед самым выходом картины. Более значительная роль досталась ему в «Будь красива и помалкивай» с Анри Видалем в главной роли и также дебютировавшим Аленом Делоном. Но всемирную известность 26-летнему актёру принесла роль беспечного негодяя Мишеля Пуакара в фильме Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» - одной из ключевых лент мирового кинематографа.
Несмотря на очевидную отрицательность персонажа, зрители сочувствуют Мишелю. Стоит отметить, что Бельмондо и Годар во время съемок, длившихся не более трех недель, постоянно ругались, так как актеру не нравилась манера работы режиссера, который придумывал сцены в процессе. Не было никаких репетиций. Отснятый материал никому не показывался. Так или иначе, фильм имел грандиозный успех и стал классикой мирового кинематографа, а Годар и Бельмондо стали известны далеко за пределами Франции.
В следующем году Бельмондо упрочил свое реноме, сыграв вместе с Софи Лорен в фильме Витторио Де Сика «Две женщины», за который ей была присуждена американская кинопремия «Оскар».
Наряду с коммерческими проектами, представляющими французский аналог голливудских боевиков и комедий, в которых Бельмондо предстает в образе неисправимого авантюриста, он создал ряд весьма серьёзных характерных ролей, не все из которых были оценены по достоинству критикой.
Он сам любит все свои роли. Все свои трюки в фильмах Бельмондо исполнял сам. Он рассказывал, что ему нравилось применять навыки, полученные во время занятий боксом. По его словам, особое удовольствие получаешь от осознания того, что твое хобби пошло на пользу делу твоей жизни. В то же время актер с благодарностью вспоминает работу с гениальными режиссерами, раскрывшими подлинные глубины его драматического таланта.
Он был одним из самых коммерчески успешных актёров Франции до 1986 года, когда по примеру коллеги Алена Делона открыл свою компанию по производству фильмов. Позже он снимался в фильмах уже только ради собственного удовольствия. В честности, в 1995 году лестные отзывы критиков получила его игра в экранизации романа «Отверженные».
К сожалению, время не пощадило организм знаменитого актера, и в 2001 году у него случился инсульт. С тех пор он ходит, опираясь на трость. После происшествия Бельмондо прекратил работу в театре и кино, занявшись собственным здоровьем. Но долго сидеть дома актер не смог. В 2008 году 74-летний актёр возвращается на съёмочную площадку, снявшись в фильме режиссёра Франсиса Юстера «Человек и его собака».
«Хотя я снялся в 95 фильмах и сыграл 40 театральных ролей, на этих съемках я был счастлив как никогда. Этот фильм не похож на то, что я делал раньше, эта работа — совсем в ином ключе», - рассказал позже актер.
Конечно, работа в кино отнимала много времени и сил, но давала и свои плюсы. В первую очередь, как признается сам актер, это внимание и знакомства с самыми известными женщинами. Его партнершами на экране были Софи Лорен, Клаудиа Кардинале, Жанна Моро, Урсула Андресс, Лаура Антонелли, Катрин Денев, Ракель Уэлч, Жаклин Биссет, Софи Марсо, Ариэль Домбаль и многие другие.
Сам Бельмондо не скрывает, что со многими из них его связывали не только профессиональные отношения. Тем не менее, его первой женой стала танцовщица и актриса Элоди Константен, с которой он прожил 13 лет. У них родились две дочери Патриция и Флоренция и сын Поль.
С Патрицией связано самое большое горе в жизни Бельмондо. Его дочь погибла в 1994 году во время пожара. После ее смерти актер отказался от продолжения работы и отошел от дел, и только давние дружеские отношения с режиссером Клодом Лелюшем смогли вернуть его к съемкам. В его случае это означало возвращение к нормальной жизни.
После первого брака у Бельмондо были романы с Урсулой Андресс и Лаурой Антонелли, но женился он на манекенщице и танцовщице Натти Тардивель, которая в августе 2003 года родила ему дочь Стелу. С Натти Жан-Поль расстался в 2008 году.
О всех своих женщинах он вспоминает с теплотой. Однако в его жизни были и не очень приятные истории. В 2012 году Бельмондо встречался с бывшей бельгийской моделью журнала «Плейбой» Барбарой Гандольфи. Однако в октябре расстались, так как оказалось, что Гандольфи интересовали только деньги актера. Убедить в этом актера смогла только полиция. Тем не менее, Бельмондо остался верен себе и на публике не сказал о своей подруге ни одного плохого слова.
В 1989 году Бельмондо получил премию «Сезар» за главную роль в фильме «Баловень судьбы». В 2011 году ему вручили почетную «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Кроме того, правительство Франции наградило актера орденом Почетного легиона.