На юго-западе Англии 22 августа открылся парк Dismaland, организованный Бэнкси и еще несколькими художниками, в том числе и Дэмьеном Херстом. Парк представляет собой переосмысление диснеевских сюжетов: тут и заброшенный замок Золушки, ее авария с каретой, лужи нефтяных отходов и все в таком духе.
Как всегда, работы самого известного уличного художника остросоциальны и эпатажны. Всего в парке 10 его объектов, остальное - плоды творчества еще 57 авторов.
Спустя более чем 15 лет его работы на улицах по всему миру Бэнкси так и не удалось поймать и раскрыть его личность. Некоторые утверждают, что его настоящее имя Робин или Роберт Бэнкс. Много раз появлялись якобы фотографии художника, но еще ни разу ни одна из них не нашла подтверждения.
По слухам Бэнкси родился в 1974 году и вырос в Бристоле. Считается, что после окончания или же исключения из Бристольской соборной школы он учился на мясника. В одной из книг Бэнкси описал историю о том, как в школе его наказали за несовершенное им хулиганство: будто бы он столкнул с лестницы своего друга.
Именно тот факт, что человек может быть наказан даже в случае его невиновности, побудил англичанина заняться запрещенным искусством. Свою «карьеру» он начал в конце 90-х годов. Тогда стали появляться необычные граффити на стенах Бристоля и Лондона.
Чтобы ускорить творческий процесс и не попасться в руки полиции, уличный художник придумал оригинальную фишку: наносить граффити с помощью трафаретов. До сих пор многие коллеги Бэнкси высказываются из-за этого о нем в пренебрежительном тоне.
Непонятно, как при такой бешеной популярности Бэнкси остается быть неизвестным миру. В 2011 году на eBay даже был выставлен необычный лот: бумажка, где написано имя художника. Продавец утверждал, что он раскрыл его личность, сверяя данные о продажах его работ с налоговыми записями. Лот, достигнув почти 1 млн долларов, был вскоре снят с торгов.
С 2000 года Бэнкси провел уже несколько выставок по всему миру. Каждое из его граффити появляется неожиданно и становится главной темой для обсуждения. Среди его работ немало уже вошедших в историю: целующиеся констебли, граффити на стене клиники сексуальных проблем или девочка, обнимающая бомбу. Немало ведется споров на тему можно ли считать это искусством или вандализмом. Нередко граффити художника закрашивают или нарочно портят, так, уже 27 работ Бэнкси были уничтожены.
В 2004 году он изготовил фальшивые банкноты в 10 фунтов, где было изображение принцессы Дианы вместо Елизаветы II. Каким-то образом ему даже как-то удалось пронести в музей копию картины Монэ "Пруд с водяными лилиями", где также плавал мусор. Не побоялся художник также разместить свою работу на берегах реки Иордан, не обращая внимания на выстрелы израильтян. В этом году он нелегально попал на территорию сектора Газа, где нарисовал несколько граффити.
«Местный житель подошел ко мне и спросил, что это значит, - написал Бэнкси на своей странице. - Я объяснил, что хотел указать на разрушения в Газе, опубликовав эти фото на моем сайте, - но в интернете люди смотрят только на картинки с котятами».
На одной из стен в Газе Бэнкси написал: «Если мы умываем руки в конфликте между властными и бесправными, мы принимаем сторону властных - мы не остаемся нейтральными».
Его картины покупают за сотни тысяч долларов, а некоторые графитти просто воруют с улиц, выламывая куски стен. Некоторые знаменитости коллекционируют его работы. Например, Кристина Агилера является обладателем трех работ Бэнкси, включая «Queen Victoria As a Lesbian», которая была продана за 52 тысячи евро. А Анджелина Джоли потратила всего 420 тысяч евро на его картины.
Результат сотрудничества с Дэмьеном Херстом «Keeping It Spotless» был продан с аукциона за более чем 2,4 млн евро. Это не единственная работа Бэнкси, превысившая отметку в миллион на аукционе. В 2008 году его «Simple Intelligence Testing» была продана за 1,6 млн евро.
Его творчество всегда в фокусе. В картине «Дитя человеческое» можно увидеть одно из его творений на заднем фоне.
В 2009 году во время переговоров по климату в Копенгагене Бэнкси нарисовал как будто тонущую в воде надпись «Я не верю в глобальное потепление». Известность также приобрело граффити, сделанное Бэнкси на слоновнике зоопарка Бристоля с надписью: «Хочу на свободу. Здесь слишком холодно. От сторожа воняет. Скука, скука, скука».
В 2010 году за 114 тысяч фунтов стерлингов в Ливерпуле был продан паб, на котором Бэнкси нарисовал крысу.
Помимо граффити Бэнкси также выступает как автор книг и режиссер кино. В 2010 году вышел его документальный фильм «Выход через сувенирную лавку», который был даже номинирован на «Оскар».
Тогда по собственному признанию художника, это стало большой неожиданностью. «Я не согласен с принципом вручения премий, но я сделаю исключение для той, на которую номинирован».
С этой же картиной он принял участие в Берлинале, при этом пройдя по красной ковровой дорожке никем незамеченным.
Также Бэнкси занимается благотворительностью. Несколько раз он отдавал в дар свои работы, чтобы выручить средства для людей с нарушением зрения.
В 2003 году журналист The Guardian Саймон Хейттстоун взял у Бэнкси интервью лицом к лицу. Журналист описывает художника как неряху в джинсах и майке, с серебряным зубом, серебряной цепочкой и серьгой. Что-то среднее между Джимми Нейлом и Майком Скиннером.
Большинство фанатов Бэнкси не знают и не хотят знать, кто он такой. Более того, поклонники творчества художника открыто протестовали против попыток лондонских газет сорвать с него маску.
«У меня нет никакого желания показать себя публике. Я просто пытаюсь сделать так, чтобы мои работы выглядели хорошо, но я не пытаюсь выглядеть хорошо сам. К тому же я просто убежден, что правда может оказаться горьким разочарованием для нескольких 15-летних подростков», - говорит сам художник.
«Я рисовал крыс целых три года, а потом кто-то сказал мне: какая это талантливая анаграмма слова «искусство» (rat/art). И мне пришлось притвориться, что я знал об этом всю жизнь».
В 2014 году выставка-ретроспектива работ Бэнкси должна была пройти в московском Манеже, но из-за неизвестных причин в итоге была отменена.