На днях британские консерваторый выбрали себе нового лидера, который автоматически получил пост премьер-министра страны. Им стал один из главных евроскептиков - экс-мэр Лондона и бывший глава британского МИД Борис Джонсон.
Уже 25 июля новый премьер-министр провел первое заседание кабинета после масштабных перестановок в нем. Кабинет покинули 17 министров — 11 были отправлены в отставку, еще шесть ушли по собственному желанию.
Это рекордные по численности перестановки в правительстве (при переходе премьерского поста к представителю той же партии) в послевоенной истории Британии.
Впрочем, никто от Джонсона другого и не ожидал. Еще будучи главой МИД и мэром Лондона Джонсон зарекомендовал себя как очень нетипичный для Британии политик и мастер эпатажа.
Что касается его политической программы, то секретов тут нет - Джонсон убежденный евроскептик и готов осуществить Brexit при любых условиях. Интересно, что возглавить правительство он мог еще в 2016 году, но тогда отказался баллотироваться на пост главы консерваторов.
Помимо деятельности на посту мэра Лондона и главы МИД, популярность Джонсона во многом обусловленна именно его жесткой позицией по Brexit. Еще в 2016 году он возглавил лагерь евроскептиков и агитировал британцев проголосовать за выход из ЕС.
Вне зависимости от результатов референдума, он был главным кандидатом на пост премьер-министра, но решил не торопиться. В итоге, его предшественница Тереза Мэй привела ситуацию с Brexit к режиму "пан или пропал" - в парламенте уже серьезно начали обсуждать вариант нового референдума.
Борис Джонсон, настоящее имя которого на самом деле Александер Борис, родился в 1964 году в Нью-Йорке и до 2016 года имел гражданство США. Полное имя нового премьер-министра — Александр Борис де Пфеффель Джонсон.
Бабушка нового премьер-министра Ивонн Эйлинн Уильямс — прямой потомок герцога Павла Вюртембергского, а тот был потомком Георга II.
Таким образом, Джонсон — приходится дальним родственником короля Георга II.
Кроме того, в его жилах также течет турецкая и черкесская кровь. Прадед Бориса, зажиточный турецкий дворянин, в XIX веке женился на рабыне-черкешенке, которую купил на базаре в Стамбуле.
Детство Бориса прошло на семейной ферме в графстве Сомерсет на юго-западе Англии. Помимо него в семье было еще две сестры и брат, с которыми будущий лондонский мэр постоянно соревновался – в игре в настольный теннис, в скорости чтения и т.д.
Когда пришла пора идти в школу, отца Бориса направили на работу в Европейскую комиссию в Брюссель, поэтому начальное образование мальчик получил в Бельгии. Кстати, именно там он и познакомился со своей будущей второй супругой Мариной Уиллер, дочерью журналиста BBC Чарльза Уиллера.
Джонсон, как и многие другие британские политики, учился в Итоне (через эту школу прошли 19 премьер-министров страны) и Оксфорде.
Там он подружился с будущим премьер-министром Дэвидом Кэмероном. В 1986 году Джонсон стал сопредседателем Оксфордского союза (дискуссионного клуба) - одного из главных инкубаторов мировой политической элиты.
Кроме того, они оба были членами так называемого Буллингдон-клуба, который, по сути, был обществом алкоголиков и дебоширов.
Их любимым занятием было хорошенько разгромить какой-нибудь ресторанчик, а затем выписать чек за нанесенный урон. Существует даже фото, на котором Джонсон, облаченный в клубный фрак «Буллингдона» ценой в 1 200 фунтов (2 400 долларов), шатается, не зная чем заняться, вместе с Кэмероном.
Об учебе Джонсона в Оксфорде журналисты ВВС пишут так: «Он был известен своим чувством юмора и своим имиджем неуклюжего болвана – и, в то же время, он демонстрировал недюжинную целеустремленность в достижении политических целей. Он даже на короткий срок отказался от поддержки своих любимых консерваторов в пользу вошедших тогда в моду социал-демократов – и, отчасти благодаря этому, успешно для себя завершил кампанию по избранию в президенты Оксфордского союза».
Там же, в Оксфорде, еще на первом курсе, Джонсон влюбился в Аллегру Мостин-Оуэн, редактировавшую студенческую газету Isis и подрабатывавшую фотомоделью для журнала Tatler. В 1987 году, когда обоим только-только исполнилось 23, они поженились.
«Джонсон умудрился появиться на собственной свадьбе в неподобающем наряде: к алтарю он шел в брюках, принадлежавших депутату парламента консерватору Джону Биффену. А через час после церемонии потерял только что надетое ему на палец обручальное кольцо», – описывает те события биограф лондонского мэра Эндрю Гимсон.
Спустя три года Аллегра и Борис развелись.
В это время Джонсон уже работал собкором газеты Daily Telegraph в Брюсселе, где опять начал встречаться со своей первой любовью – Мариной Уиллер.
Надо сказать, что журналистская карьера Джонсона с самого начала не задалась. Он начал в Times, но был уволен за придуманную цитату. Причем, «цитировал» он своего крестного отца, известного в Британии историка. «Я всего лишь хотел раскрасить текст о скучных археологических раскопках», – оправдывался Джонсон.
В 2002 году в интервью Independent мэр Лондона назвал эту историю «величайшей подставой».
К счастью для Джонсона, редактор Daily Telegraph не придал серьезного значения этому промаху и взял Бориса на работу, отправив собкором в Брюссель.
В Daily Telegraph Джонсон стал настоящей звездой – его материалы были актуальны и остроумны, его начали приглашать на телевидение.
В личной жизни также был полный порядок. Он женился на Марине, и в 1993 году у пары родился первый ребенок – Лара Летиция. Вскоре появились еще трое – Мило Артур, Кассия Пичес и Теодор Аполлон.
Но признание в журналистике Джонсон не считал венцом своей карьеры. Первую попытку стать политиком он предпринял на парламентских выборах в 1997 году – баллотировался в качестве кандидата-консерватора в оплоте лейбористов на севере Уэльса – и предсказуемо проиграл.
Следующая попытка – успешная – была в 2001 году. Через некоторые время Джонсону стали прочить пост лидера британских консерваторов. Но его подвела легкомысленность. В одной из своих статей (а Джонсон продолжал писать и после избрания в парламент) он описал жителей Ливерпуля как «наслаждающихся статусом жертвы» в связи с убийством в Ираке взятого боевиками в заложники Кена Бигли. Консерваторы отправили Джонсона в Ливерпуль извиняться перед всем городом.
А затем возникли слухи о романе Джонсона с журналисткой Петронеллой Уайатт, из-за чего супруга даже выгнала Бориса из дома, и он вынужден был попрощаться с мыслями о посте лидера британских тори. Им тогда стал Дэвид Кэмерон – университетский товарищ Джонсона, который на два года моложе него. Кэмерон дал своему старому другу не слишком заметный пост теневого министра высшего образования.
Но скандалы, видимо, ничему не научили Бориса. В 2006 году он в своей колонке написал, что Папуа - Новая Гвинея известна «каннибализмом и убийствами вождей». Позже извиняться пришлось уже перед государством. Правда, Джонсон сделал это с присущим ему сарказмом. «Я добавлю эту страну в мой глобальный маршрут поездки за прощениями», – сказал он.
В 2008 году Борис Джонсон выиграл выборы мэра Лондона, опередив своего соперника Кена Левингстона всего на 140 000 голосов.
Многие считали, что пост мэра Лондона для Бориса Джонсона – невероятное достижение из-за несерьезности, если не сказать легкомысленности. Он вполне может позволить себе нецензурно выругаться перед репортерами, африканцев назвать «негритятами», а во время предвыборной кампании 2004 года пообещал избирателям – «Голосуйте за консерваторов – и у вашей жены увеличится грудь, а у вас увеличится шанс на покупку BMW M3».
В течение своего первого срока на этом посту Джонсон особо запомнился введением запрета на распитие спиртных напитков в общественном транспорте и популяризацией велосипедного транспорта (основанные им пункты проката велосипедов в Лондоне так и называют «Велосипеды Бориса»). Кстати, сам Джонсон регулярно ездит на велосипеде.
В мае 2012 году его переизбрали на второй срок.
Новый скандал прогремел в 2013 году, когда стало известно о внебрачной дочери Джонсона от его арт-консультанта Хелен Макинтайр, с которой он долгое время был в тесных дружеских отношениях. Дочь 36-летней Макинтайр по имени Стефани родилась в ноябре 2009 года.
В мае 2016 года на посту мэра Лондона Бориса Джонсона сменил Садик Хан, а будущий премьер возглавил МИД.