Долголетие в рок-музыке – явление крайне спорное. Многих музыкантов, продолжающих выступать в почтенном возрасте, часто обвиняют в том, что они «застряли в детстве», в то время, как их эпоха уже ушла. В отличие от тех самых «многих» о британском рок-музыканте Дэвиде Боуи до сих пор отзываются в обратном ключе.
По мнению многих экспертов и поклонников, легендарных рокер всегда на шаг опережал музыкальную культуру. Несмотря на то, что ему уже 67 лет, а свою музыкальную карьеру он начал 50 лет назад, Дэвид Боуи продолжает творить, вызывая зависть у молодых коллег.
На минувшей неделе добавился еще один весомый повод для зависти. Выпустив в 2013 году свой 24-й студийный альбом The Next Day, 67-летний Боуи буквально смел с пути к вершине британского хит-парада всех конкурентов. Справедливым итогом этого достижения стало вручение легендарному глэм-рокеру музыкальной премии Brit Awards, как лучшему певцу Великобритании в минувшем году.
Таким образом, Дэвид Боуи стал самым возрастным обладателем премии в истории.
Сам музыкант на премию не приехал, чем дал повод коллегам в очередной раз подчеркнуть величие собственной фигуры.
«Неужели вы думали, что он будет здесь? Дэвид Боуи слишком крут для этого», - заявил со сцены британский музыкант, бывший участник группы Oasis Ноэль Галлахер.
Награду за Боуи получила модель Кейт Мосс, которая зачитала обращение музыканта к гостям церемонии.
Боуи, как и ожидалось, остался верен себе, заявив, что премия - это «отличный способ закончить день». Также он призвал шотландцев отказаться от идеи независимости.
Дэвид Роберт Джонс родился в Брикстоне, одном из районов Лондона, в 1947 году. Его родители – Маргарет Мэри Пеги (Барнс) и Хэйворд Стентон Джон Джонс, официально оформили свои отношения через восемь месяцев после рождения Дэвида.
Мать мальчика, ирландка по происхождению, работала билетным кассиром в кино, а отец был клерком в отделе кадров благотворительной организации. Джонсы обитали на улице Стэнсфилд-Роуд, которая разделяла два южных района британской столицы – Брикстон и Стокуэлл.
Дэвид до шестилетнего возраста учился в подготовительном классе школы Стокуэлла. Учителя характеризовали мальчика как талантливого и умного, но, в то же время, задиру и скандалиста.
Вскоре Дэвид впервые услышал музыкальные композиции Элвиса Пресли – на пластинках, принесенных отцом. Американский музыкант поразил мальчика. В школе же Дэвид начал осваивать игру на фортепиано. Увлечение музыкой отрицательно повлияло на учебу – Дэвид Джонс не смог сдать выпускной экзамен, что заставило его с 1958 года продолжить обучение в техническом колледже Бромли. В колледже Дэвид открывает для себя современный джаз, увлекается творчеством Джона Колтрейна и Чарльза Мингуса.
В возрасте пятнадцати лет в жизни Дэвида происходит неприятный инцидент – из-за девушки возникает конфликт между ним и его лучшим другом той поры Джорджем Андервудом. Конфликт перерос в драку, во время которой Андервуд серьезно травмировал Джонса, попав во время удара кулаком в лицо перстнем в левый глаз.
Дэвид на четыре месяца был вынужден оставить обучение и лечь в больницу, где врачи провели ряд операций по предотвращению слепоты. Полностью вернуть утраченное зрение медикам так и не удалось, и Дэвид на всю жизнь остался с утраченным восприятием цвета в травмированном глазу. Все вокруг Дэвид видит левым глазом в коричневом цвете. Из-за мидриатичного зрачка после травмы создалось впечатление разного цвета глаз.
В пятнадцатилетнем возрасте Дэвид собрал свой первый коллектив – «The Kon-rads». Группа в основном играла рок-н-ролл на свадьбах и вечеринках. Группа просуществовала год, после чего амбициозный Дэвид оставил команду и присоединился к коллективу «The King Bees». Играя в составе этой группы, Боуи набрался наглости и написал письмо миллионеру Джону Блуму с предложением заработать еще один миллион, заключив с группой контракт.
Миллионер не проигнорировал предложение, передав письмо Лесли Конну, одному из издателей Битлз. Лесли Конн и заключил с Дэвидом первый контракт. Тогда же появился и псевдоним Джонса – Дэвид Боуи, взятый музыкантом для того, чтобы избежать путаницы с Дэйви Джонсом из группы «The Monkees». Происхождение псевдонима связано с увлечением творчеством Мика Джаггера. Выяснив, что с древнеанглийского «джаггер» переводится как «нож», Дэвид взял себе псевдоним Боуи (это название типа охотничьих ножей, изобретенного следопытом Джимом Боуи).
Лесли Конн занялся продвижением молодого музыканта, на начальных порах безуспешным в коммерческом плане.Первый успех пришел к Боуи через семь лет после начала карьеры. Сингл «Space Oddity», выпущенный одновременно с высадкой на Луне первых астронавтов, вошел в топ-5 в Великобритании. Композиция из сингла использовалась в качестве музыкального фона для репортажей о высадке на Луне астронавтов и о полетах «Аполлона-13» в 1969-1970 годах.
В это же время Боуи от акустических композиций переходит к тяжелому року и хэви-металу. Впоследствии критиками альбом был назван «началом эры глэм-рока». Позже Боуи создает рок-группу «Hype».
В это время он женится на Анджеле Барнет, которая вводит его в круги артистической богемы, гей-бары и другие подобные места. Итогом подобного союза стала обостренная тяга к провокациям. Боуи пошёл на беспрецедентный шаг – он решил записать альбом от имени выдуманной фрик-рок-звезды по имени Зигги Стардаст. В феврале 1972 года Боуи дает свой первый большой концерт под новым именем.
Успех концерта окрыляет музыканта и он отправляется в несколько туров, сначала в Британии, а потом – в США. Альбомы Боуи тем временем попадают в пятерку, а затем и в тройку английских чартов. Следующая пластинка Боуи, «Aladdin Sane», появившаяся в ротации в апреле 1973 года, стала альбомом номер один в Британии. Позже альбомы музыканта неизменно входили в десятку лучших в английских и американских чартах.
Как и многие рок-музыканты того времени, не избежал Боуи и наркотической зависимости. В середине 70-х, помимо проблем с наркотиками, у музыканта начались трения и с законом, так как он регулярно стал делать заявления о своей солидарности с идеями Адольфа Гитлера, а также коллекционировать предметы с фашистской символикой.
Все эти увлечения привели к переезду в Западный Берлин, где Дэвид Боуи снимал квартиру вместе со своим другом, Игги Попом, также лечившимся от наркотической зависимости. За три года лечения Боуи не только записывает три новых альбома, но и продюссирует два сольных альбома Игги.
Впоследствии Боуи извинился за свои фашистские высказывания и прочие инциденты, объяснив их тем, что был не в своем уме после нескольких неудачных приемов тяжелых наркотиков.
В конце 1970-х музыкант записывает альбом «David Bowie Narrates Prokofiev’s Peter and the Wolf», в основу которого легло произведение Сергея Прокофьева «Петя и Волк».
С 1980 года Дэвид перестает употреблять наркотики, а также разводится со своей женой Анджелой.
Все альбомы и синглы Боуи, выходившие в восьмидесятых, моментально занимали лидирующие позиции в чартах, превращая Боуи из суперзвезды в мегазвезду. Боуи продолжал также театральную и кинокарьеру, активно гастролировал по миру и участвовал в благотворительных концертах и акциях, мгновенно увеличивая сборы пожертвований в несколько десятков раз. Из самых заметных ролей в кино того времени стоит отметить роль Понтия Пилата в картине Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа».
В начале девяностых Боуи организовывает постоянную группу «Tin Machine», с которой выпускает два альбома и отправляется в несколько мировых турне, а также знакомится со своей будущей второй женой, Иман. Знакомство состоялось на вечеринке, посвященной дню рождения их общего парикмахера. Вскоре Дэвид и Иман начали встречаться и в итоге в 1992 году оформили свои отношения.
В 90-е за Дэвидом окончательно закрепляется статус «хамелеона рок-музыки», постоянно меняющего имидж, музыкальные жанры и направления, тематику песен, но тем не менее сохраняющего свой индивидуальный, легко узнаваемый музыкальный стиль. Он пробует себя в таких жанрах, как белый соул, индастриал, AOR и джангл, смешанные с влиянием хэви-метала, джаза и хип-хопа.
«Я так часто придумывал себе новый образ, что сегодня мне кажется, будто изначально я был располневшей кореянкой», - пошутил как-то Боуи.
В 1996 году Дэвида Боуи ввели в Зал славы рок-н-ролла. В том же году в рамках мирового турне Дэвид посетил Исландию, Японию и Россию. В 2006 году Боуи был награжден премией «Грэмми» за большой вклад в развитие музыки.
В августе 2011 года музыкант объявил о завершении карьеры, однако в январе 2013 года Дэвид выпустил новый сингл «Where Are We Now?» и озвучил планы по выпуску нового альбома с рабочим названием «The Next Day», тексты песен для которого, по признанию Боуи, он писал под впечатлением от истории современной России. Альбом вышел в свет 11 марта 2013 года.
Несмотря на то, что он много времени проводил в США, Дэвид остается верен Европе.
«Я никогда не хотел становиться американцем до конца. Поэтому все, что я покупаю и ношу, сделано в Европе», - заявил он в одном из интервью.
У Боуи двое детей. 30 мая 1971 года у него и его первой жены родился сын Зоуи, а 15 августа 2000 года вторая супруга родила ему дочь, которую назвали Александрия Захра.