Ханс-Ульрих Обрист – рок-звезда в мире искусства. Вездесущий и неугомонный, он мечется с одного конца земного шара на другой, организовывая лекции, дискуссии, выставки и биеннале, успевая писать книги и статьи, меняя часовые пояса (по легенде по несколько раз за сутки) и забывая поесть и поспать. Основанный им дискуссионный клуб Brutally Early Club собирается в 6:30 утра.
Про себя он как-то сказал: «Я стараюсь не замечать времени суток. Не могу удержать это в голове. Последний раз я ел вчера днем. Точно не помню, что».
В этом году уже во второй раз с 2009 года Ханс-Ульрих Обрист признан журналом ArtReview номером один в рейтинге людей искусства во всем мире.
Его монументальный труд, перевернувший представление о кураторстве и современном искусстве в целом, вышел также в 2009. «Краткая история кураторства» оформлена как ряд интервью с выдающимися кураторами второй половины ХХ века.
«Кураторство сейчас становится совсем другой профессией — ведь и само понятие «искусство» сейчас значительно шире, чем раньше. Йозеф Бойс когда-то предлагал переосмыслить термин «художник» — я предлагаю сделать то же самое с фигурой куратора. Когда он превращается в селекционера, указывающего, что является искусством, а что нет, что верно, а что неверно, это очень опасно. Куратор должен следовать за искусством, а не наоборот; открытия совершают художники, а не кураторы. И у кураторства — в отличие от искусства — есть утилитарная функция: оно должно быть полезным», – рассказал Ханс-Ульрих Обрист в интервью «Афише».
Объем написанных им книг и сделанных проектов необъятен. Сейчас, например, он руководит Serpentine Gallery в Лондоне. Обрист ведет специальную выставочную программу Migrateurs («Странники / Перелетные птицы») в Музее современного искусства Парижа, читает лекции на искусствоведческом факультете IUAV в Венеции, часто берет интервью у художников: Марины Абрамович, Олафура Элиассона и других. Вышло множество книг с этими интервью, которые так и называются — «The Interviews».
Его круг интересов настолько колоссален, а расписание – интенсивно, что можно предположить, что он не человек вовсе, а компьютер или программа, основная задача которой — коммуникация.
Обрист много раз подчеркивал, что миссия куратора — установливать контакты не только людей с объектами, но также объектов с объектами и людей с людьми, при этом никогда не заменяя собой художника и не оспаривая его роль. Он всегда пытается выступить связующим звеном, знакомя всех со всеми.
Одним из его героев детства был Сергей Дягилев: «Он не танцевал. Он не был хореографом. Он не сочинял. Он не режиссировал… Он познакомил Станиславского с хореографами, с Пикассо, с Браком, с Кокто. Он позволил изобразительному искусству, театру и танцу встретиться».
Часто журналистов удивляет манера речи Обриста. Его речь ( как и ритм жизни) лишена пауз, возможно, поэтому один из сборников его эссе называется Dontstopdontstopdontstopdontstop («Неостанавливайсянеостанавливайся»).
ArtReview отмечает, что Обрист «известен игнорированием любых традиционных рамок, как временных, так и географических (куратор находится в постоянном движении, ведя переговоры и раздавая интервью почти на каждом значительном событии в области искусства по всему миру), и ни одна икомпания не может даже надеяться завладеть им полностью».
О личной жизни куратора известно немного. Он родился в 1968 в городе Вайнфельден, Швейцария. Вырос в маленьком городке недалеко от Боденского озера. Его отец был бухгалтером в строительной отрасли, мать — учительницей младших классов.
В 10-11 лет, по его словам, он уже посещал выставки. Самая запоминающаяся – выставка Джакометти, Обрист ходил смотреть на его причудливые удлинненые скульптуры каждый день после школы. После этого он начал собирать открытки с изображением знаменитых картин.
Обрист учился в университете Санкт-Галлена, специализировался в области экономики и социальных наук.
Он всерьез задумался о профессии куратора в 1983 году, посетив выставку первого независимого куратора Харальда Зеемана «The Tendency Towards the Total Work of Art», по собственному признанию, больше сорока раз.
Один из его самых знаменитых проектов называется «Do It». Обрист придумал его с художниками Кристианом Болтански и Бертраном Лавье 21 год назад. Всех троих волновал вопрос, как сделать выставки более гибкими и открытыми. На серии выставок, прошедших уже почти по всему миру, зритель является полноправным участником. Сто двадцать художников, архитекторов, композиторов, писателей, хореографов из 32 стран придумали правила, а зрителю остается, следуя им, делать что ему вздумается: перекладывать вещи, бить посуду и тд. Эта выставка в 2014 году с успехом прошла в «Гараже».
По мнению ее создателя, это проект может жить еще хоть 100 лет.