Одному из крупнейших музеев мира Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге исполняется 250 лет. Эту дату главный музей Северной столицы России отметит поистине грандиозным событием. 28 июня на базе Государственного Эрмитажа стартует крупнейший международный биеннале современного искусства «Манифеста».
Форум является одним из наиболее значимых и влиятельных событий в мире современного искусства, наряду с Венецианской биеннале и Кассельской «Документой»
Право провести юбилейный десятый форум «Манифеста» стало возможно во многом благодаря усилиям директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского, который приложил немало усилий для того, чтобы заполучить в Санкт-Петербург такое важное культурное событие специально к юбилею музея.
Каждые два года биеннале переезжает на новое место. Городами проведения «Манифесты» уже становились Роттердам, Люксембург, Любляна, Франкфурт-на-Майне, Сан-Себастьян, регионы Трентино (Южный Тироль) и испанская Мурсия. Последняя биеннале была организована в Генке (Бельгия).
В двух зданиях Государственного Эрмитажа - в Зимнем дворце и Восточном крыле Главного штаба будут представлены около 50 проектов современных авторов - живописные произведения, фотографии, инсталляции, видеосюжеты.
«Эрмитаж всегда был местом показа споров о новом искусстве. Манифеста в Санкт-Петербурге – уникальная возможность для горожан и гостей Петербурга расширить свои представления о современном искусстве и его возможностях», - отметил Михаил Пиотровский.
Со временем в Генеральный Штаб переедут работы Пикассо и собрание импрессионистов. «Здание реконструировалось специально для этих целей», – отметил Пиотровский.
Выставка будет открыта для публики с 28 июня по 31 октября. Программа «Манифесты» включает также кинофестиваль, дискуссии, лекции и другие мероприятия.
Многие учреждения культуры Санкт-Петербурга участвуют в параллельной программе, которая будет сопровождать проведение «Манифесты».
«Государственный Эрмитаж счастлив принять «Манифесту» в 2014 году, в год своего 250-летия. Благодаря «Манифесте» Эрмитаж будет рад напомнить о своем традиционном со времен Екатерины Великой интересе к современному искусству и о той роли, которую музейные коллекции и выставки всегда играли в развитии художественной жизни России», - напомнил Михаил Пиотровский на пресс-конференции в феврале 2013 года, ознаменовавшей начало подготовки к форуму.
«Для нас современное искусство - это естественное, хотя и сложное, продолжение вековых традиций, и поэтому ключом «Манифесты» 2014 года для нас будет тема наследия в сегодняшнем контексте», - добавил директор Эрмитажа.
Интересно, что у самого Михаила Борисовича в этом году также юбилей, ему исполняется 70 лет, 22 из которых он возглавляет один из величайших музеев планеты. У директора Государственного Эрмитажа в этом году есть и другая юбилейная дата – ровно 50 лет назад музей возглавил его отец Борис Борисович Пиотровский, отдавший этому храму искусства 26 лет жизни.
Государственный Эрмитаж для Михаила Пиотровского – это не просто место работы, а целая жизнь, а, вспоминая его отца, можно сказать, что и семейное дело. Именно поэтому Михаил Борисович относится к нему с огромным уважением и трепетом. Своим отношением к делу за полвека Пиотровские добились непререкаемого авторитета в культурном сообществе и огромного уважения среди петербуржцев.
Судьба Михаила Пиотровского, во многом была предопределена еще при рождении. Он появился на свет 9 декабря 1944 года в Ереване в семье известных археологов Бориса Пиотровского и Рипсимэ Джанполадян-Пиотровской. Увлечения, а также и выбор профессии для Михаила Пиотровского оказался несложным – он поступил на восточный факультет Государственного Университета, который с отличием закончил в 1967 году.
Во время учебы он год стажировался в Каирском Университете. Спустя четыре года, после окончания университета защитил кандидатскую, а еще через 12 лет докторскую диссертации в Ленинградском отделении Института востоковедения.
В это время его отец Борис Борисович Пиотровский уже руководил Государственным Эрмитажем, поэтому музей уже тогда стал для Михаила обычной составляющей семейной жизни. Стоит отметить, что отец Михаила Пиотровского родился в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян. В Эрмитаж он впервые попал в 1921 году, в возрасте 13 лет. Там мальчик познакомился с сотрудницей Отделения древностей, которая пригласила его на занятия по египетской иероглифике. Спустя 43 года он возглавил Государственный Эрмитаж.
Пока отец отдавал все свободное время работе, Михаил участвовал во многих археологических экспедициях, а также несколько лет работал переводчиком и преподавателем йеменской истории в Высшей школе общественных наук в Народной Демократической Республике Йемен.
После смерти отца в 1990 году Михаилу Пиотровскому предлагают место первого заместителя Государственного Эрмитажа, а в 1992 году – директора одного из крупнейших музеев мира.
За то время, что Пиотровский руководит Эрмитажем, в музее произошли важные изменения: построена первая очередь нового фондохранилища, открыты филиал музея в Казани, выставочный центр «Эрмитаж-Гуггенхайм» в Лас-Вегасе, выставочный комплекс «Эрмитаж Амстердам» в Амстердаме, «Эрмитажные комнаты» в Сомерсет-Хаусе в Лондоне. Музей провел десятки крупнейших выставок с участием отечественных и зарубежных партнеров.
Большим шагом в развитии музея стало решение о создании в музее галереи актуального искусства. Об этом было объявлено в 2006 году.
В 2000-года самому Михаилу Пиотровскому приходилось не раз сталкиваться как с иностранными, так и с российскими государственными органами и исками от частных компаний.
С сентября 2001 года по август 2005 года Пиотровский занимал пост председателя совета директоров «Первого канала».
Так, в 2005 году, он объявил об отказе от зарубежных выставок после попытки ареста 54 картин французских живописцев из собрания ГМИИ имени Пушкина по требованию швейцарской фирмы Noga.
В 2006 году обнаружилась недостача 221 экспоната в хранилищах музея, что привело к массовым проверкам музейных фондов по все России. Миотровский сохранил свой пост, так как за него вступились многие видные деятели российской культуры.
В 2009 году претензии к Эрмитажу предъявили налоговые органы РФ, по данным которых, руководство музея укрыло 149 млн рублей, необоснованно отнеся их в статью расходов, тогда как средства были потрачены на заграничные командировки. Пиотровский выиграл противостояние с налоговыми органами в арбитражном суде.
В феврале 2010 года Пиотровский выступил против передачи фондов российских музеев в пользу церкви, отметив, что старинные иконы в музеях находятся в полной сохранности, а из церквей они зачастую попадают в частные коллекции и вывозятся за рубеж.
В 2011 году Михаил Пиотровский был включен в списки партии «Единая Россия» от Санкт-Петербурга, однако сразу же после выборов сдал билет, сославшись на просьбы коллектива музея.
Сегодня Пиотровский является членом-корреспондентом Российской академии наук (РАН) и Академии художеств РФ, профессором Санкт-Петербургского государственного университета, президентом Всемирного клуба петербуржцев, членом президиума комитета по государственным премиям при президенте РФ, президиума российского комитета ЮНЕСКО, Международного совета музеев и других организаций. Михаил Борисович женат, имеет сына и дочь.
По словам самого Пиотровского, праздничные мероприятия к 250-летию Государственного Эрмитажа являются одним из важнейших дел его жизни.
«Планов очень много, и сейчас уже последний этап, поэтому должны преодолевать все многочисленные сложности и трудности. «Манифеста» будет частью и неким таким практическим поселком или полигоном для проверки некоторых вещей, которые принципиальны для дальнейшего развития нашей музейной культуры», - отметил директор Государственного Эрмитажа.
- #биеннале
- #биография
- #выставка
- #история
- #музей
- #Россия
- #Санкт-Петербург
- #события
- #человек недели
- #Эрмитаж
- #юбилей