Голландцы выбрали новый парламент, отдав свои голоса за правящую партию во главе с премьер-министром Марком Рютте. Партия получила чуть больше 20% от мест в парламенте, хотя за несколько недель до выборов опросы отдавали предпочтение ультраправым оппонентам премьера во главе с Гертом Вилдерсом. В итоге, Вилдерс получил вдвое меньше Рютте.
Однако, в отличие от истории с Brexit и выборами в США винить социологов здесь не за что – Рютте отыграл отставание и обошел конкурента прямо накануне выборов благодаря конфликту с властями Турции и турецкой диаспорой внутри страны.
«Похоже, что наша партия стала крупнейшей в стране в третий раз подряд. Это означает, что голландцы сказали «нет» неправильному популизму», — заявил Рютте.
Многие голландцы отмечают, что на их выбор в последний момент повлияла жесткая позиция Марка Рютте в отношении Эрдогана, обвинившего Амстердам в нарушении прав женщин и назвавшего страну «банановой республикой» и «нацистскими недобитками».
Вилдерс ставил в вину действующей власти излишне мягкую позицию в отношении мигрантов и беженцев. Рютте воспользовался этой претензией и на финишной прямой продемонстрировал голландцам, что его политический курс совсем не противоречит жесткой позиции по вопросу миграции, а защищать национальные интересы он способен твердо, но спокойно, без лишней истерии.
Позиция сильного правительства, не поддающегося на внешние провокации, однако продолжающего курс на евроинтеграцию, оказалась близка большинству жителей королевства.
«Мы живем в очень опасные и нестабильные времена. Моя главная задача в качестве премьер-министра – сохранить стабильность в этой стране и служить ее безопасности», - недавно заявлял Рютте.
Собственно, конфликт, который помог Рютте набрать политических очков, начался с решения турецких властей о подготовке конституционной реформы. Эрдоган начал рассылать своих представителей в европейские страны с целью агитации местных диаспор перед предстоящим референдумом. Конституционная реформа предполагает серьезное повышение полномочий президента страны.
Рютте высказал мнение, что подобная реформа приведет страну к авторитаризму и, как и некоторые коллеги по Евросоюзу, запретил на территории своей страны агитацию проэрдогановских эмиссаров.
Дипломатический скандал между Анкарой и Амстердамом разгорелся после того, как 11 марта власти Нидерландов отказались впустить в страну двух турецких министров. Сначала они отозвали разрешение на посадку самолета главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу в Роттердаме, а затем остановили рядом с турецким консульством в этом же городе колонну автомобилей с министром по делам семьи и социальной политики Фатмой Бетюль Сайян Кайя.
Чиновницу задержали, объявили «нежелательным иностранцем» и проводили обратно к границе с ФРГ. В результате у диппредставительства был организован митинг в поддержку Кайя, полиция разогнала демонстрантов.
Сама министр обвинила голландские власти в нарушении международного права и назвала их «фашистами». Марк Рютте, в свою очередь, счел высказывание турецкого лидера о том, что Нидерланды являются пережитком нацизма, «сумасшедшим», отметив, что оно «переходит все границы»
«Они ничего не знают о международных отношениях и дипломатии. Они дрожащие от страха трусы. Они нацистские недобитки и фашисты», - так действия властей Нидерландов прокомментировал турецкий президент.
Это стало последней каплей. После этих слов Рютте заявил, что конфликт надо урегулировать, но никаких извинений Нидерланды приносить не будут. «Я собираюсь способствовать деэскалации напряженности, но не извиняться», — заявил Рютте.
Глава МИД Нидерландов Берт Кундерс поддержал эту позицию. «Полностью исключено, что мы будем извиняться», — заявил он.
12 марта Эрдоган, комментируя произошедшее, заявил, что Нидерланды ведут себя как «банановая республика». Далее он обвинил власти Нидерландов в неспособности предотвратить массовое убийство боснийских мусульман в Сребренице в 1995 году.
После этих слов большинство стран Европы окончательно заняли проголландскую позицию, поддержав Рютте, а сами граждане Нидерландов пошли и проголосовали за его партию на выборах.
Само с собой, не этот конфликт решил судьбу выборов, но именно жесткая позиция Рютте в отношении открытых провокаций Эрдогана позволила ему приобрести дополнительный политический вес, как в своей стране, так и за её пределами.
Рютте был седьмым ребёнком в многодетной реформатской семье. Окончил Лейденский университет, где изучал историю. Одновременно участвовал в молодёжной организации Народной партии за свободу и демократию. После окончания учёбы некоторое время совмещал работу в компании Unilever с деятельностью в партии.
В 2002-2004 был государственным секретарём труда и социальной защиты, в 2004-2006 — государственным секретарём по образованию, культуре и науке. После отставки в марте 2006 года Йозиаса ван Артсена участвовал в выборах нового лидера партии.
31 мая 2006 года был избран новым лидером, победив в ходе голосования в том числе и Риту Вердонк, которую в 2007 году исключил из партии. В июне Рютте был избран в парламент и возглавил фракцию партии в Палате представителей.
14 октября 2010 года Марк Рютте был назначен королевой Беатрикс новым премьер-министром Нидерландов.
«Марк Рютте – нидерландец с американской мечтой», - писал его друг в 2010 году в биографии под названием «Все ради политики».
«Для него сила такого города, как Нью-Йорк, и такой страны, как США, в том, что ничего не имеющие от рождения люди в действительности могут чего-то добиться в жизни», - отмечает бывший представитель либеральной парламентской группы.
По данным его биографов, Марк Рютте по сей день пользуется лишь подержанными автомобилями и живет в квартире, купленной после окончания университета.
Будучи одиноким и не привыкшим изменять своим привычкам Рютте ужинает по субботам со своей матерью, которой уже более 90 лет. Для субботнего семейного ужина премьер предпочитает индонезийскую кухню, а по пятницам его частенько видят в пиццерии одетым в джинсы и кроссовки.
Всегда приветливый Рютте умеет с юмором уйти от ответа на неудобные вопросы в ходе пресс-конференции или парламентских дебатов. Будучи младшим в семье с семью детьми, Марк Рютте в детстве мечтал стать пианистом.
В 1989 году его брат умер от СПИДа. Эта трагедия сильно повлияла на нидерландского премьера.
В конце января этого года в преддверии выборов Рютте опубликовал обращение к иммигрантам. В нескольких местных газетах было опубликовано его призыв ко всем, кто «не уважает нидерландские ценности». Таких людей Рютте попросил «приспособиться к жизни в стране или же ее покинуть».
Тогда политику премьера сравнивали с линией поведения Дональда Трампа. В своем письме он говорит о том, что «что-то не так с нашей страной».
«Молчаливое большинство больше не будет терпеть иммигрантов, которые приезжают и посягают на нашу свободу», - пишет премьер.
Рютте также раскритиковал антисоциальное поведение приезжих, от банальных плевков и мусора до неуважения прав женщин и геев.
Решением данной проблемы, по мнению Рютте, должно стать не угнетение или выдворение из Нидерландов целых групп людей, а четкое разъяснение того, что приемлемо в стране, а что нет.