Парламентские выборы в Латвии, прошедшие в субботу, 16 сентября, войдут в историю Латвии. И на это есть сразу три причины.
Первая – это первые досрочные парламентские выборы в стране. Вторая – на них пришло рекордно низкое число избирателей. И третья – победу впервые одержала так называемая русская партия Латвии «Центр согласия», возглавляемая мэром Риги Нилом Ушаковым.
Есть еще одна причина, по которой результаты латвийских выборов могут войти в учебники истории. В любом европейском государстве, называющем себя демократическим, именно выигравшая выборы сила формирует правительство, а ее лидер, как правило, занимает пост премьер-министра. Если голосов для формирования кабинета не хватает, то именно партия-победитель ведет переговоры с другими силами о формировании коалиции.
Но в Латвии впервые может произойти ситуация, когда партия – победитель выборов станет оппозицией. Сейчас другие партии, прошедшие в сейм, готовятся создать свою коалицию, лишь бы только не допустить «русских» к формированию кабинета министров.
Отношение властей Латвии ко всему русскому как наследию советского прошлого давно известно. И родившемуся в Риге Нилу Ушакову когда-то самому пришлось проходить так называемую процедуру натурализации – получения латвийского гражданства.
Это было в 1999 году, когда 23-летний Нил Ушаков вернулся в Латвию из Дании, где учился в Южно-Датском университете по специализации «экономика и европейская интеграция». Приехав в Ригу, Ушаков параллельно с учебой устроился на работу продюсером балтийского отделения российского телеканала НТВ. Затем работал в ряде латвийских СМИ – в службе новостей латвийского общественного телевидения LTV, в газетах «Республика» и «Телеграф». В 2005 году Ушаков был редактором вечерних новостей для Литвы и Эстонии Первого Балтийского канала, а также собкором российского агентства ИТАР-ТАСС в Латвии.
2005 год – особенный в карьере Нила Ушакова, по сути, изменивший всю его жизнь. В это время начинается политический этап его жизни – он вступил в Партию народного согласия и уже в том же году был избран председателем политического объединения «Центр согласия», с которым неделю назад и выиграл парламентские выборы.
Ставя во главе своих целей защиту русскоязычного населения Латвии, которого в стране более 40%, «Центр согласия» подвергается жесткой критике как со стороны латвийских властей, так и со стороны коллег-журналистов Ушакова. Он, кстати, уйдя в политику, не сразу бросил свою журналистскую карьеру, оставаясь собкором ИТАР-ТАСС.
«Тот факт, что руководитель политической организации получает зарплату от другого государства, – неслыханный и скандальный случай в политической практике... Все, кто жил в советское время, наверняка знают, что сообщения ТАСС имели мало общего с подлинным отражением событий. <…> Сколько из этих корреспондентов хранили у себя дома формы офицеров КГБ с погонами и звездами, точно сказать нельзя, но таких было немало», – писала в 2005 году газета Latvijas Avīze.
Но «Центр согласия» пользовался хорошей поддержкой населения. Ушаков участвовал в создании движения русскоязычных латвийцев «Нам по пути!». А во главе движения «9мая.lv» организовывал праздничную демонстрацию в честь Дня Победы. Говорят, что политическим имиджем Ушакова занимался лично кремлевский политолог Глеб Павловский.
Впрочем, в Латвии Ушакова также связывали с Борисом Березовским – якобы Ушаков работал с Фондом гражданских свобод, основанным олигархом. Но сам политик заверял, что единственный раз видел Березовского в Риге на пресс-конференции, когда работал журналистом.
В 2006 году на выборах в сейм (парламент) партия Ушакова набирает 14,4% голосов и он становится самым молодым депутатом парламента Латвии – ему было 30 лет. Спустя три года, 1 июля 2009 года, Нил Ушаков становится первым за время независимости Латвии русским мэром Риги. Предшественник Ушакова на этом посту Янис Биркс отказался присутствовать на инаугурации нового градоначальника, и серебряную цепь мэра Ушакову вручал глава ЦИК.
Заняв пост мэра Риги, Нил Ушаков сократил число сотрудников мэрии на треть, включая должности двух вице-мэров из трех. Кроме того, он урезал финансирование рижских школ на 60%, но при этом на 12 штук сократил и количество русских школ. Также мэр пригрозил строгими мерами распоясавшимся британским туристам в городе, а для русских решил создать «отдельную игорную зону» (как раз в это время в России закрывали казино).
Уже через полгода оппозиция в Рижской думе попыталась отозвать Ушакова с поста мэра. Оппозиционерам не понравилось, как в декабре 2009 года Ушаков нецензурно выразился, комментируя поведение депутатов-оппозиционеров. Но голосов для его отзыва с поста градоначальника не хватило. Впрочем, после этого случая Ушаков признал, что не должен был ругаться, и пообещал больше прислушиваться к мнению оппозиции.
Нил Ушаков вместе со своей супругой, 21-летней красавицей Еленой, живут в центре латвийской столицы – в Старом городе. У них нет домработницы, хозяйством занимается в основном Елена – в перерывах между занятиями по экономике в Латвийском университете.
Вместе с Ушаковыми живут сразу три кошки – Фифа, Буся и Белко. «Если бы мы жили в частном доме, кошек было бы больше», – признается Елена. Она вторая жена Нила. С первой – Марией – он развелся в 2009 году и с тех пор живет с Еленой.
О детях пара пока не думает. «Просто не хватает времени», – заверяет Елена, немного коря Нила за то, что тот «ямы на дорогах города знает лучше, чем собственную квартиру». Впрочем, супруга нашла способ бывать вдвоем с мужем хотя бы на выходных. Она, ничего ему не говоря, покупает билеты за пределы Риги и Латвии, а потом ставит супруга перед фактом. «Звоню ему и говорю – на выходных у нас спонтанная поездка», – рассказывает Елена после покупки билетов в Лондон.
Согласно опросу, 43% жителей Риги считают Нила Ушакова лучшим мэром города за все время. Поэтому, когда в мае 2011 года с Нилом во время Рижского марафона произошло несчастье, город воспринял это как общую трагедию.
22 мая Нил Ушаков принял участие в Рижском марафоне – забеге на 21 км. На 20-м километре мэр неожиданно потерял сознание и был доставлен в реанимацию.
Врачи констатировали у Ушакова рабдомиолиз – синдром, представляющий собой крайнюю степень миопатии и характеризующийся разрушением клеток мышечной ткани. В процессе лечения медики опасались необходимости пересадки печени, но впоследствии это не потребовалось.
В коме Ушаков пробыл неделю – он очнулся 28 мая как раз в тот момент, когда президент Латвии Валдис Затлерс произносил свою историческую речь о роспуске сейма и назначении досрочных парламентских выборов. «Затлерс меня и разбудил», – пошутил Нил Ушаков в одном из интервью.
Ушакова отправили на лечение в Германию. Мэр заявил, что на его лечение не будет затрачено ни сантима бюджетных средств, и жители Риги собрали для своего градоначальника более 250 тыс. евро. Пребывание Ушакова в немецкой клинике обошлось в 69 тыс. евро, остальные деньги решили направить на лечение латвийских детей за границей.
В Ригу Нил Ушаков вернулся 9 июля, а уже 11-го числа приступил к работе.