Человек недели: Таави Аас

Человеком минувшей недели, по версии журнала EUROMAG, стал мэр Таллина Таави Аас. Несмотря на жесткую критику и обвинения в популизме и «подрыве ценностей европейского сообщества», не отказался от системы бесплатного общественного транспорта в городе, доказав эффективность этой модели. Теперь эту модель распространили на 11 из 15 регионов Эстонии, сделав транспорт бесплатным не только для местных жителей, но и для туристов.

Пять лет назад власти Таллина ввели бесплатный проезд на общественном транспорте для жителей города. Несмотря на заявления скептиков о бесперспективности подобного проекта, эксперимент был признан удачным.

На днях министр экономики и инфраструктуры Эстонии Кадри Симсон сообщила, что практику перенесли на 11 из 15 регионов страны. В них уже с начала июля начался переход на новую форму пользования общественным транспортом – то есть, бесплатно.

Главным проводником этого эксперимента, начатого еще его предшественником, стал бургомистр Таллина Таави Аас, которому за эти годы пришлось выдержать атаку не только местных оппозиционеров, но и британских сторонников европейских ценностей.

По словам министра транспорта, модель показала себя сверхуспешно, снизив уровень загрязнения воздуха в городе и серьезно упростив ситуацию с дорожным трафиком.

Теперь власти страны перенесли эту модель на друге регионы, чтобы остановить уход сельского населения в города и внести вклад в защиту окружающей среды.

В Таллине общественный транспорт стал бесплатным еще в 2013 году - но только для жителей города. Несмотря на все ограничения, бургомистр Таави Аас подвергся резкой критике за столь радикальное решение.

Помимо критики политических оппонентов внутри страны, два года назад господин Аас неожиданно получил «разгром» от «экспертов» из Британии, которые обвинили его в «подрыве европейских ценностей».

Журналисты авторитетного издания The Guardian обвинили Ааса в популизме и создании социальной напряженности в других странах. Будучи еще в ранге и.о. мэра города, господин Аас не побоялся довольно жестко ответить критикам.

The Guardian рекомендавала эстонцам ввести налог на частные автомобили и повысить плату за парковку, как это делают в «цивилизованных странах».

Таави Аас рекомендовал The Guardian заниматься лучше пробками в Лондоне, вместо того, чтобы распространять ложную информацию о придерживающемся европейских ценностей Таллине.

«Британцы вправе в своей изнемогающей от обилия автотранспорта столице применять репрессивные меры. Таллин предпочитает в целях равномерного развития инвестиции в общественный транспорт и сбалансированное планирование городского пространства», - заявил Аас.

Он также отметил, что эксперты, опрошенные британской газетой, почему-то противоречат большей части мировых исследований. «Доктор урбанистики Мишель ван Хултен называет это политической стратегией, направленной на упорядочение городского пространства, охрану здоровья, безопасность и равенство разных социальных групп», - отметил градоначальник.

«Опыт Таллина вызвал широкий международный интерес. Города с бесплатным проездом в основном встречаются в Европе, но есть и в Китае. И это уже выбор не только маленьких городов. Так в предлагающем бесплатный проезд китайском Чэнду 16 млн жителей», - рассказал Аас.

«Из европейских городов такую возможность периодически предоставляет Париж, да и в Лондоне, где находится редакция распространяющей гнусную клевету газеты, право бесплатного проезда имеют дети в возрасте до 11 лет. Планирует полный переход на бесплатный общественный транспорт столица Румынии Бухарест с более чем 2 млн и жителей. В 50 городах Польши общественный транспорт либо совершенно, либо частично бесплатен», - резюмировал Аас.

«Британцы уверяют, что при бесплатности проезда уменьшаются инвестиции, — приводит пример Таави Аас. — Я не понимаю, откуда они это берут? Таллин с 2013 года инвестировал в развитие транспорта впечатляющие суммы. Полностью реконструированы 3 и 4 линии трамвая, по ним пущен новый подвижной состав. К концу 2017 года трамвайная сеть будет полностью обновлена, трамвай подойдет к аэропорту. Подавляющее большинство наших автобусов отвечает экологическим требованиям евро-5 и евро-6, много закуплено гибридных машин».

«Приобретение новых автобусов активизировалось именно после перехода на бесплатный проезд. Подвижной состав нашего автобусного парка самый молодой в Прибалтике, и мы по этому показателю входим в десятку лучших в Европе. Обновлению подверглись все троллейбусы марки «Солярис». Еще используемые «пожилые» трамваи проходят курс обновления», - рассказал Аас.

«Нет ничего удивительного, что британцы в пылу ультимативной и пустопорожней риторики брексита не понимают значения гораздо более сбалансированного и учитывающего интересы различных групп населения проекта для развития города», - заявил он.

В Таллине процесс перехода на систему бесплатного транспорта начался весной 2012 года — тогда 75% горожан поддержали идею мэра Эдгара Сависаара на общегородском референдуме.

Аналитики подсчитали, что транспортная реформа позволит малообеспеченным жителям активнее участвовать в рынке труда, снизит транспортную загруженность центра города на 15% и увеличит количество налогоплательщиков, поскольку многим горожанам придётся получить постоянную регистрацию.

На просчёт рисков и составление прогнозов у чиновников ушло восемь месяцев. Основное сомнение критиков после принятия новой схемы касалось ее потенциальной убыточности — поддержание транспортной системы столицы Эстонии требует 53 млн евро в год.

Доход от продажи билетов резидентам тоже не мог её содержать: он приносил всего 12 млн евро, и ещё пять миллионов поступало от незарегистрированных таллинцев. Остальное финансирование шло из городского бюджета.

Общественный транспорт Таллина официально стал бесплатным в начале 2013 года. Для популяризации реформы городские власти выпустили патриотичные плакаты со слоганом «Зарегистрируйся в Таллине».

Жители города, эстонские студенты и лица старше 65 лет стали бесплатно ездить на автобусах, троллейбусах, трамваях и пригородных электричках, предъявляя единый проездной. Его стоимость — два евро, заказать можно через интернет, указав паспортные данные.

Все остальные — туристы и те, кто живёт в Таллине без прописки, — могут пользоваться проездным для оплаты поездок, просто пополняя счёт карты.

В связи с новыми правилам начало расти официальное число жителей города, так как прописка стала довольно выгодной. По приблизительным подсчётам, каждая новая тысяча резидентов приносит в городской бюджет около миллиона евро в год. При учете роста минимум на 20 тысяч человек, новая система окупила расходы с большим плюсом для бюджета.

Тогдашний мэр Эдгар Сависаар отметил, что ещё в первую неделю действия закона автоматические датчики транспортных потоков зафиксировали, что автомобильная активность в центре города снизилась на 7%, а заполняемость общественного транспорта увеличилась на 11–12%. Эта тенденция сохранилась и по сей день.

Тогда же жюри Международного инновационного конкурса городов в Гуанчжоу включило таллинский проект бесплатного общественного транспорта в топ-30 самых важных и интересных в мире. 

С момента введения новой модели предпринималось несколько попыток её отменить. Помимо противников нового мэра, активно над отменой проекта работали различные бизнес-группы, начиная от компаний, предоставляющих услуги такси, и заканчивая ритейлом, которым оказалось крайне сложно завышать цены в удаленных районах города.

Теперь же, благодаря стойкости и принципиальности господина Ааса, данная модель будет распространена на 11 из 15 регионов Эстонии, став серьезным аргументом против политики чиновников, уверяющих, что добиться окупаемости транспорта и комфорта в городе можно исключительно ограничительными мерами и повышением тарифов.

Таави Аас родился 10 января 1966 года в Таллине. Учился в средней школе № 1, которую окончил в 1984 году. В 1991 году окончил факультет экономики и организации сельского хозяйства Эстонской сельскохозяйственной академии, после чего работал главным экономистом на Пылтсамааском молокозаводе и советником по экономическим вопросам в городской управе Пылтсамаа.

В 1993 году стал исполнительным директором Пылтсамааского молочного объединения. С 1997 по 2005 год работал финансовым директором компании E-PIIM, став в 2004 году также членом правления. В апреле 2005 года Аас выбран вице-мэром Таллина. На этом посту руководил работой Таллинского городского совета планирования и Таллинского транспортного совета. Под его непосредственным руководством Таллин перешёл в январе 2013 года на бесплатный для горожан общественный транспорт.

В 2010 году избран председателем правления Ассоциации городов Эстонии. После приостановления полномочий мэра Таллина Эдгара Сависаара в сентябре 2015 года исполнение обязанностей мэра было возложено на вице-мэра Таави Ааса. 15 мая 2017 года Аас был утверждён в качестве кандидата на пост мэра Таллина от Центристской партии. 9 ноября 2017 года Таллинским городским собранием избран мэром города.

Таави Аас женат, имеет троих детей.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?