Что даст Греции референдум

Референдум в Греции, вопреки надеждам Брюсселя, завершился отказом от предложений кредиторов. Жители Греции фактически заявили, что готовы к дефолту, так как устали мириться с условиями кредитов. Хотя министр финансов страны уже подал в отставку, премьер-министр заявил, что попробует еще раз договориться с кредиторами. Его поддержали европейские лидеры, призвавшие уважать мнение греков.

Граждане Греции сказали кредиторам «нет», однако надеются, что Европа услышит их мнение и найдет способ сохранить страну в еврозоне.

Итог референдума победители рассматривают, прежде всего, как платформу для более выгодных условий нового финансового соглашения. Греческое правительство хочет немедленно возобновить переговоры с международными кредиторами с целью заключения соглашения по своей задолженности.

«С завтрашнего дня Греция вернется за стол переговоров, и немедленным приоритетом будет восстановление банковской системы (страны), - сказал Алексис Ципрас. - На этот раз на столе переговоров будет и проблема (реструктуризации) долга».

По словам премьера, он попросит президента Греции Прокописа Павлопулоса созвать совет лидеров политических партий для того, чтобы выслушать их точку зрения. Объясняя причины такого решения, Ципрас сообщил, что «в это время стране требуются единство и единодушие».

Тем не менее, проблема «единства и единодушия», в данной ситуации, стоит не только перед греками, но и перед европейскими лидерами. Далеко не все настроены также оптимистично, как Ципрас.

«Выход Греции из еврозоны становится теперь основополагающим сценарием в рассуждениях большей части экономистов», - пишет Daily Telegraph. По мнению цитируемых газетой аналитиков консультационной фирмы Teneo Intelligence, вероятность такого исхода составляет теперь 75%.

Результат референдума вызвал немалую озабоченность. Дэвид Кэмерон проводит экстренную встречу с министром финансов Джорджем Осборном и главой Банка Англии Марком Карни для анализа последствий произошедшего для британской экономики. Канцлер Германии Ангела Меркель тем временем отправится в Париж для срочных переговоров с президентом Франции Франсуа Олландом.

В то же время, министр иностранных дел Германии Франк Вальтер Штайнмайер заявил о необходимости принять результаты греческого референдума.

«Похоже, результат однозначный, мы должны принять референдум, в котором принял участие греческий народ. Какие последствия он повлечет… это решение, с которым в первую очередь в Греции должны разобраться», — заявил глава МИДа.

В свою очередь, глава Еврогруппы назвал предварительные результаты референдума в Греции «достойными большого сожаления» и отметил, что для восстановления греческой экономики необходимы реформы. Дональд Туск созвал саммит еврозоны по ситуации, сложившейся после референдума в Греции. Встреча состоится 7 июля, сообщил глава Евросовета в своем микроблоге в Twitter в ночь на понедельник, 6 июля.

В Кремле с уважением относятся к итогам референдума. «Греция страна, с которой у нас давние исторические близкие отношения, тесное многовекторное партнерство, поэтому мы внимательно наблюдаем, что происходило, происходит и будет происходить. Мы желаем нашим партнерам как можно быстрее достичь компромисс с кредиторами и принять те решения, которые в лучшей степени будет способствовать экономической и социальной стабильности в этой стране», - заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Так или иначе, референдум был лишь второстепенным явлением. В 00.00 1 июля 2015 года Греция стала для МВФ первой в истории развитых стран страной-должником. С голосованием или без, но с этим долгом придется разбираться и нести за него ответственность.

Интересно, что популярное мнение о причинах кризиса в Греции не подтверждается цифрами. Вопреки версии о нежелании греков работать, данные OECD говорят совсем о другом. Именно южные страны, по этим данным, работают дольше всех остальных, и лидер среди них - Греция. Так, средний грек работает на 7 часов в неделью больше, чем средний немец.

Второй, «косвенной» причиной, принято считать чрезмерные социальные выплаты в Греции и режим «жизни в долг». Греция до 2010 года жила в режиме долга, но экономика была стабильной. Падение началось после помощи Евросоюза, когда Афины не смогли справиться с кредитом и грамотно реализовать инвестиции.

Дальнейшие попытки «помочь» лишь усугубляли ситуацию, как, в принципе, и всегда бывает, когда один кредит берется для погашения другого.

Самое интересное во всей этой истории с дефолтом и Грецией, как «баластом» Европы, заключатся в том, что греки не так уж и много задолжали. Долг Афин составляет всего лишь 2,6% от общего долга ЕС и 3,4% от долга еврозоны, не говоря о том, что для еврозоны этот долг можно считать внутренним.

Однако Евросоюз поставил себя в сложное положение – по-тихому списать долг Греции уже не получится, хотя, по факту, это долг региона перед центром. Теперь от Греции надо либо требовать долг, который она погасить не может, либо выводить страну из еврозоны.

20 июля истекает срок платежа по облигациям ЕЦБ и национального центробанка, однако греки итак активно снимают валюту со счетов, опустошив банки за последние несколько недель на 8 млрд. Рассматривать введение драхмы, как спасательного круга – также бессмысленно, потому что это очень сильно ударит по туризму.

Последний жесткий вариант уже может применить Греция, объявив дефолт в одностороннем порядке. Вот тогда это почувствуют все европейские экономики. Так, Франция может потерять более 55 млрд евро, Германия около 33 млрд, а Британия может лишиться около 13 млрд.

 В связи с этим, вариант радикальных сценариев Евросоюз вряд ли будет рассматривать, а пугать ими Ципраса после референдума стало бесполезно. Греки выказали ему свою поддержку, еще раз подтвердив, что деньги Евросоюза считают не «помощью», а ростовщичеством. Скорее всего, стороны найдут компромисс, несмотря на то, что сроки уже прошли.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?