Эффект Олланда-Макрона

Два месяца выборов во Франции завершились уверенной победой нового президента и его сторонников, но для политической системы страны итоги можно назвать революционными. Президентство Олланда фактически уничтожило одну из главных политических сил Пятой республики, полностью поменяв расклад сил, а парламентская победа сторонников Макрона обозначила новый глобальный этап в истории Франции.

Во Франции завершился второй тур парламентских выборов, на которых сторонники действующего президента Эммануэля Макрона, объединенные несколько месяцев назад в движение «Республика на марше», получили абсолютное большинство голосов.

Таким образом, Франция сказала «нет» не только правившим социалистам, но и всем классическим для Пятой республики политическим силам.

Еще полгода назад Эммануэль Макрон воспринимался многими аналитиками как один из кандидатов, которые идут на выборы лишь для саморекламы, не рассчитывая набрать более 3-5% голосов. В итоге, все фавориты были разгромлены Макроном уже на первых дебатах. Именно через дебаты и публичную политику всего за пару месяцев лидер движения «На марше!» смог склонить на свою сторону избирателей и выиграть президентские выборы.

Спустя несколько дней после победы он создает политическое движение «Республика на марше», куда входят все политические силы, поддерживающие программу нового президента, и через несколько недель сторонники Макрона берут большинство мест в парламенте.

Безусловно, столь стремительный взлет и такие результаты ко многому обязывают. Но куда более интересным представляется список проигравших, ведь одна из главных сил Пятой республики – Социалистическая партия – не просто уступила сторонникам Макрона, а рухнула в категорию маргинальных политических сил сразу после пятилетней гегемонии.

За пять лет президентства Франсуа Олланд выполнил многое из того, что обещал во время предвыборной кампании: налог на роскошь, легализация однополых браков, прозрачность финансов членов правительства и т.д. Тем не менее его рейтинг из года в год обновлял антирекорды и только однажды поднялся до достойного президента уровня – после обращения Олланда к нации в ночь, когда в Париже произошли теракты.

Несмотря на непопулярность президента, Социалистическая партия Франции, имевшая большинство в парламенте, оставалась на позициях одной из ключевых политических сил. Таким образом, социалисты могли рассчитывать на хороший результат своего кандидата (Франсуа Олланд сразу отказался идти на второй срок) на выборах президента.

В итоге Социалистическую партию как политическую силу уничтожили внутренние разногласия. На праймериз вместо популярного среди граждан экс-премьера Мануэля Вальса социалисты выбрали Бенуа Амона. Последний, будучи по прогнозам аналитиков вторым-третьим кандидатом в начале президентской кампании, умудрился получить лишь 6,35% голосов.

Финальным ударом по социалистам стал уход единственного популярного политика Мануэля Вальса в лагерь Макрона. Общим итогом стало то, что правящая Социалистическая партия на парламентских выборах лишь вместе с коллегами по левому лагерю из Левой радикальной партии «зеленых» и ряда других сил смогли получить в Нацсобрании от 41 до 49 мест из 577.

«Республиканцы» провели своевременную реформу и, несмотря на скандалы вокруг Фийона, смогли удержаться на подступах к Олимпу. Они получат от 125 до 133 мест в парламенте. Это, конечно же, не дает им практически никакого влияния на макронистов, но их хотя бы будет видно.

«Такой итог выборов позволит нам создать достаточно внушительную фракцию, чтобы защищать наши ценности и выполнить взятые обязательства», - заявил партийный лидер Франсуа Баруэн.

Безусловно, господин Баруэн лукавит. Единственной задачей его партии на ближайшие пять лет станет аккуратная критика действующей власти в надежде отнять у нее часть избирателей. Сделать это будет крайне сложно, так как программы партий во многом близки, но «Республиканцы», в отличие от макронистов, уже были у власти и выполнить обещанное не смогли.

Более того, впервые в новейшей истории страны кандидат от «Республиканцев» не участвовал во втором туре президентских выборов. 

Социалисты прошли путь от полной власти к большому фиаско, уступив место главной левой силы во французской политике. Что же касается республиканцев, то ситуация менее очевидная. Дело в том, что их реальный конкурент - не социалисты, а партия Макрона, так как именно ее программа во многом представляет собой свежий взгляд на идеи республиканцев.

Если смотреть глобально, то во французской политике наступил новый этап борьбы политических сил. Если одних республиканцев сменили их более молодые и современные конкуренты, то социалистические силы не смогли представить достойную замену стремительно падающему гегемону.

Фактически второе место на политическом Олимпе Франции оказалось вакантно. Впрочем, предположение, что его займет Марин Ле Пен с националистами, также требует проверки временем.

Сама лидер «Национального фронта» довольно популярна среди французских избирателей, однако о ее партии нельзя сказать того же. Марин Ле Пен добилась убедительной победы на парламентских выборах в своем округе Па-де-Кале на северо-востоке Франции. Она получила 58,75% голосов, обойдя республиканку Анн Роке почти вдвое.

Таким образом лидер националистов впервые попала в состав нижней палаты парламента, что ведет к отказу от мандата в Европарламенте. Ле Пен уже заявила, что партия будет «бороться против миграционной политики властей и увеличения потока мигрантов во Францию». Бороться будет сложно: её партия получила всего от 5 до 8 мест в 577-местном парламенте.

Победившая на парламентских выборах партия получает право сформировать правительство, однако нынешний кабинет министров уже образован на основе президентского движения. Согласно республиканской традиции, в ближайшие дни действующий кабмин подаст в отставку. Затем правительство будет сформировано заново почти в прежнем составе.

Франция оказалась на пороге смены исторического расклада сил в политике. Очевидно, что для социалистов «послевкусие Олланда» оказалось крайне тяжелым и, скорее всего, избавляться от него придется долго. Находившиеся накануне выборов в «поул-позиции» республиканцы были не готовы к появлению более молодых прямых конкурентов. В результате, представители старшего поколения политиков оказались неконкурентноспособными.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?