Эксперт: Дела давно минувших дней

Как и следовало ожидать, вскоре после снятия президентской неприкосновенности у Николя Саркози начались неприятности

Хозяева за порог, полиция в дом

Французы не успели отдохнуть от Сарко, как его имя вновь замелькало на первых полосах газет и журналов. Менее чем через три недели после того, как с бывшего президента сняли юридическую неприкосновенность, к нему домой и на работу, в юридическую контору, в которой он является партнером и куда собирается выйти осенью на работу, и в кабинет в Конституционном совете, где он сейчас работает, как бывший глава государства, нагрянули с обыском. Хозяев судья-магистрат из Бордо по имени Жан-Мишель Джентил, возглавлявший группу из стражей порядка и следователей, не застал. Они накануне уехали отдыхать в Канаду.

Такое удивительное совпадение позволило некоторым политологам предположить, что свои люди в МВД могли предупредить Сарко об обыске и он, чтобы не подвергать себя еще большим унижениям, счел за лучшее улететь за океан отдыхать в шале в Квебеке.

Если чета Саркози действительно улетела в Канаду из-за обыска, то поступила наверняка правильно. Пусть Сарко уже полтора месяца и является простым гражданином Пятой республики, все равно неприятно после унизительного поражения на президентских выборах становиться сейчас еще и объектом расследования.

Конечно, бывшая первая семья вернется во Францию, хотя чисто теоретически вполне можно предположить, что в случае опасности они вполне могут остаться за границей, сославшись на политический характер преследования.

Причины для беспокойств у Николя Саркози, конечно, есть. Всего семь месяцев назад судили его предшественника Жака Ширака. Французская Фемида, дама, похоже, очень строгая и принципиальная, не пожалела больного старика, который даже не смог присутствовать на суде, и вынесла ему обвинительный вердикт по делу многолетней давности о растрате общественных средств в бытность мэром Парижа. Шираку еще повезло – ему дали два месяца условно и приговорили к символическому штрафу в… 1 евро.

У Николя Саркози смягчающих обстоятельств в виде седин и плохого здоровья нет. Так что, если будет доказана его вина, а обвинения против него выдвигаются достаточно серьезные, он вполне может получить не условный, а реальный тюремный срок и стать первым президентом Франции, очутившимся за решеткой.

Деньги в конвертах

Обыск в квартире Карлы Бруни на западе Парижа, где чета Саркози живет сейчас с маленькой дочерью Гулией и 11-летним сыном Карлы от прежнего бойфренда, проходил в рамках дела о незаконном финансировании предыдущей избирательной кампании Николя Саркози.

Жан-Мишель Джентил искал бумаги, которые могли бы помочь доказать обвинения в том, что в ходе избирательной кампании 2007 года Николя Саркози, тогда еще министр внутренних дел Франции, получал деньги от Лилиан Бетанкур, самой богатой женщины Франции, наследницы косметической империи L’Oreal, с которой он был хорошо знаком по работе мэром фешенебельного парижского пригорода Нейи-сюр-Сен. Там  среди величественных тополей и находится вилла миллиардерши, прозванная Белым домом.

Джентил уверен, что 89-летняя мадам Бетанкур, которая сейчас страдает от деменции, передавала конверты, набитые пачками евро, помощникам Саркози, отвечавшим за финансы в его избирательном штабе, и, не исключено, ему самому лично.

Судья установил, что со счета Лилиан Бетанкур в одном из швейцарских банков в 2007-09 годах были сняты около 4 млн евро и привезены в чемоданах в Париж. Установлено также, что «Союз за народное движение» Саркози получил от наследницы L’Oreal примерно 800 тыс. евро, хотя закон ограничивает пожертвования частных лиц политическим партиям 7,5 тыс. евро в год. Причем часть денег, вероятно, получал сам Николя Саркози.

Мэтр Джентил занимается делами мадам Бетанкур уже не первый год. Сначала он расследовал обвинения против ее советников, адвокатов и друзей, которые якобы пользовались физической и умственной немощью старушки и пытались обогатиться за ее счет. Однако пару лет назад он расширил сферу расследования, включив в нее и обвинения о коррупции. Это произошло после того, как Клер Тибу, бывшая бухгалтер миллиардерши, заявила, что получила распоряжение от хозяйки приготовить для Эрика Ворта, отвечавшего в 2007 году в избирательном штабе Саркози за финансы, 150 тыс. евро и передала ему лично в руки 50 тыс.

Масла в огонь подлил Франсуа-Мари Банье, светский фотограф и близкий друг Лилиан Бетанкур. Он сообщил, что она неоднократно жаловалась ему, что Саркози пристает к ней с просьбами о деньгах. Сам Банье, кстати, тоже находится под следствием. Его обвиняют в получении подарков от мадам Бетанкур на общую сумму 992 млн евро (!).

Имеются в деле и показания бывшего шофера Лилиан Бетанкур, из которых следует, что Николя Саркози регулярно приезжал в Белый дом и неоднократно получал конверты с деньгами лично.

Что дальше?

Как нетрудно догадаться, все обвинения в нарушении законов Николя Саркози отрицает и называет их попыткой очернить его честное имя. 16 июня, в день истечения его президентской неприкосновенности, его адвокат Тьерри Херцоготправил Джентилу дневник Сарко за 2007 год. Из него, по словам Херцога, неопровержимо следует, что Саркози не мог приезжать к мадам Бетанкур в те дни, как утверждается в материалах дела, потому что был занят или вообще отсутствовал в Париже. Если верить дневнику, то будущий президент в 2007 году лишь один раз посетил парижский Белый дом, но никаких денег при этом не просил и не брал.

Сам Николя Саркози, которого по возвращении на родину скорее всего вызовут на допрос, пока никак не отреагировал из далекой Канады на обыски у себя дома и на работе, а вот мэтр Херцог уже заявил, что обыски не дали никаких результатов, потому что вся необходимая информация уже две недели находится у магистрата.

Другой фигурант дела – Эрик Ворт, который одно время работал в правительстве министром по делам бюджета, но был вынужден со скандалом уйти, с февраля этого года находится под следствием. Он тоже утверждает, что все финансирование избирательной кампании проходило в строгом соответствии с французскими законами.

Делом о незаконном финансировании избирательной кампании мадам Бетанкур неприятности Николя Саркози едва ли закончатся. Судьи, например, могут начать еще одно точно такое же расследование о незаконном финансировании кампании 2007 года, только в качестве благодетеля в этом расследовании будет выступатьМуаммар Каддафи, который якобы передал ему 50 млн евро.

Еще одно расследование пытается доказать слежку сотрудников секретных служб за журналистами газеты Le Monde, освещавшей скандал с Лилиан Бетанкур. Кому-то на самом верху, по мнению следователей, самому Николя Саркози, очень хотелось выяснить источники информации журналистов и замять дело. Бывший шеф секретной службы сейчас тоже находится под следствием.

Можно вспомнить и скандал, связанный с незаконным финансированием в 1995 году избирательной кампании Эдуарда Балладюра. Саркози тогда был пресс-секретарем в избирательном штабе Балладюра и министром по делам бюджета в его правительстве.

Еще одно громкое коррупционное дело, в котором тоже может выплыть имя бывшего президента, так называемый «карачигейт», скандал, связанный с крупными «откатами» по контрактам на поставки подводных лодок Пакистану и Саудовской Аравии.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?