В понедельник вечером польские власти сообщили, что найден предполагаемый виновник железнодорожной катастрофы. По словам представителя окружной прокуратуры в Ченстохове Томаша Озимека, в ближайшее время официальные обвинения будут предъявлены одному из двух диспетчеров, которые контролировали пути в момент аварии, передает РИА «Новости».
Как заявил Озимек, диспетчер по какой-то причине не перевел стрелки – в итоге поезд, следовавший из Варшавы в Краков, поехал по неправильному пути – и врезался в двигавшийся навстречу состав Пшемысль-Краков.
Сейчас диспетчер находится в тяжелом психологическом состоянии, поэтому ему пока не предъявлены обвинения: с ним работают психологи, сообщают местные СМИ.
Поезда столкнулись в субботу вечером в районе местности Щекочины, в 200 км южнее Варшавы. В 21.15 по местному времени (00.15 мск) варшавский состав на скорости 120 км/ч врезался во встречный поезд. По словам члена правления железнодорожной компании PKP PLK Анджея Павловского, поезд из Варшавы выехал не на свой путь. По предварительным данным, в одном поезде находились 200 человек, в другом – около 150.
По словам пассажиров варшавского состава, на полном ходу поезд внезапно начал резко тормозить.
«Потом произошел сильный удар, нас начало бросать по купе», – рассказывают они польской телекомпании TVN24.
Другим показалось, что перед столкновением поезд не замедлял ход. «Мы беседовали и ничего странного не замечали. Вдруг поезд тряхнуло, стало темно. Женщина, которая сидела напротив, упала на мое кресло, а сверху посыпался багаж», – рассказал один из пассажиров польским СМИ.
Первыми на месте происшествия оказались жители соседней деревни.
«Я выбежала из дома, услышав звук, похожий на взрыв. Я увидела огни поездов и услышала, как люди кричат: «На помощь, на помощь!» Мы с соседями поспешили туда. Мы выбивали окна, чтобы вытащить их», – рассказывает одна из жительниц деревни Анна Сап.
Вскоре подоспели спасатели, пожарные, полиция и врачи, а также тяжелая техника с подъемными кранами, чтобы растащить поврежденные вагоны. Спасательная бригада до сих пор работает на месте происшествия. «Спасательная операция крайне затруднена. Вагоны очень сильно повреждены. У нас есть связь с пострадавшими. Мы действуем крайне осторожно», – цитирует одного из спасателей «Би-би-си».
К вечеру понедельника, в списке жертв трагедии было 16 человек, личности 15 из них уже установлены.
Еще около 60 получили ранения. Многие пострадавшие госпитализированы в тяжелом состоянии, сообщает польское издание Wiadomosci.
Среди погибших оказалась 30-летняя россиянка Елена Кондратьева-Брызик, сообщили ИТАР-ТАСС в администрации Шленского воеводства, на территории которого произошла авария. Эту информацию подтвердили также в генконсульстве России в Кракове и в Познаньском центре прав человека Института юридических наук ПАН, где работала Кондратьева-Брызик. «Мы знали, что она была в Кракове. Ее пригласили выступить на очень престижном семинаре в Ягеллонском университете. Она не брала трубку и не появлялась в Интернете. Когда мы поняли, что она ехала в этом поезде, то начали выяснять, нет ли ее среди раненых. К полудню мы узнали, что она ехала в 13-м вагоне... Вечером профессор Петр Тулея поехал на опознание погибших и подтвердил наши опасения», – сообщил научный руководитель погибшей профессор Роман Верушевский. В Генконсульстве в Кракове пояснили, что погибшая родом из Воронежа, но проживала в Варшаве.
Премьер-министр Польши Дональд Туск назвал крушение поездов «самой трагичной железнодорожной катастрофой в истории Польши». Его слова подтверждает министр транспорта Славомир Новак. «Все указывает на то, что это одна из самых серьезных железнодорожных катастроф в нашей стране за последние годы», – заявил министр в эфире польского телевидения.
Польская прокуратура и комиссия по железнодорожным происшествиям начали расследование. Власти просят не делать никаких выводов до завершения следствия и работы комиссии, тем не менее уже сейчас у следствия есть две версии произошедшего, передает Wiadomosci.
По мнению следствия, причиной катастрофы могли в равной степени стать человеческий фактор и техническая неисправность.
Узнать у самих машинистов, как именно состав оказался на чужом пути, невозможно: они погибли в катастрофе. Диспетчеров, которые контролировали движение на этом участке пути, проверили на наличия алкоголя в крови. «Оба были трезвыми», – заявил представитель прокуратуры Ромуальд Басинский.
Министр транспорта Славомир Новак заявил, что семьям погибших и пострадавших будет выплачена компенсация и оказана психологическая помощь. Президент Польши Бронислав Коморовский, побывавший в понедельник на месте трагедии, объявил двухдневный траур по погибшим.