Главный политик Европы

Уже давно никто в мире не рассматривает Германию, как страну, оправляющуюся после длительного разделения и фактической оккупации. Сегодня – это ключевой игрок мировой политики и лидер европейской экономики. При всех заслугах немцев, ключевая роль в столь стремительном прогрессе лежит на плечах федерального канцлера Ангелы Меркель, которая возглавила страну ровно 10 лет назад.

Долгие годы фактической оккупации дорого стоили Германии. В начале 90-х падение Берлинской стены не только объединило страну, но и поставило перед ней несколько важнейших задач.

Первым делом – научиться жить в единой стране. Это касалось как менталитета, так и уровня доходов, которые до сих пор пытается уравнять правительство Германии. Вторая задача – догнать страны Европы по уровню научно-технического и экономического прогресса.

Десять лет назад Германия отмечала 15-летие объединения уже в ранге равного игрока политической арены, экономика постепенно выравнивала доходы разных частей страны, а люди наконец-то начинали ощущать себя единым народом.

Однако за любой подъем приходится расплачиваться спадом. В это время к власти в Германии приходит Ангела Меркель, на время руководства которой и выпадут самые сложные времена в истории объединенной страны.

За десять лет канцлер приучила мир к образу жесткого и прагматичного лидера. Экономика страны, преодолев финансовый кризис, вышла на лидирующие позиции в Европе, а с политической точки зрения сегодня именно Германия стала определяющей силой Старого Света, сместив фактический центр принятия решений из Брюсселя в Берлин.

Однако мало кто ожидал, что, пройдя огромное количество трудностей, Ангела Меркель окажется в весьма затруднительном положении при решении вопроса с беженцами. Пока другие раздумывали, как перекрыть границы, Ангела Меркель огорошила всех заявлением: «Право на убежище предела не имеет!» Прагматик Меркель, вопреки всем ожиданиям, приняла решения, исходя из требований морали.

Драма с беженцами - самый большой вызов для нее. И без того накаленная ситуация сейчас вошла в свою пиковую фазу после терактов в Париже и серии предотвращенных взрывов в других странах, включая саму Германию.

«Мы знаем, что наша свободная жизнь сильнее любого террора. Давайте мы дадим террористам такой ответ: мы будем и дальше сознательно жить в соответствии с нашими ценностями и крепить эти ценности во всей Европе. Теперь еще больше, чем раньше», - заявила Меркель сразу после терактов.

Совсем иначе Меркель повела себя в скандале с тотальной слежкой за немцами со стороны Агентства национальной безопасности США (АНБ). Первой ее реакцией было знаменитое «Друзей подслушивать нельзя!».

Потом она отмалчивалась, ждала, пока скандал утихнет сам собой. Критики называют такую политику «меркельством». Одни ее за это хвалят, другие ругают.

«Она умудряется все спорные темы спустить на тормозах», - сетует историк Эдгар Вольфрум.

Однако на подобные слова всегда есть другой пример. Когда встал вопрос о спасении евро, она настаивала на курсе жесткой экономии для угодившей в долговую яму Греции, хотя коллеги уже готовы были пойти на уступки.

Сначала реформы - потом кредиты. За это греки даже изображали канцлера в газетах в нацистской униформе. Да и в других южных странах эта позиция популярности канцлеру Германии не добавила. Но в общем и целом мировое сообщество ее поддержало, а Греция взялась за реформы.

Интересно, что Ангела Меркель, пожалуй, самый недооцениваемый политик в послевоенной истории Германии. Начиная с того, что даже её сторонники не верили в победу на выборах десять лет назад, и заканчивая практически единым мнением о том, что «это дама здесь ненадолго».

Тем не менее, Меркель оказалась настоящим прагматичным политиком, у которой, несмотря на железный характер, довольно мало нерушимых принципов. Если подход к делу устарел, то его можно и нужно менять – вот главный принцип Меркель.

Так, защитница ядерной энергии, после катастрофы в японской Фукусиме заявила: «Мы не можем просто вернуться к прежней повестке дня и исходить из бесспорной безопасности немецких АЭС».

В итоге были свернуты все программы восстановления ядерной энергетики, а Германия стала первой постиндустриальной державой, решившей полностью отказаться от этого вида энергии.

До прихода во власть, как отмечает Deutsche Welle, её называли «девочкой Коля», сегодня за ней закрепилось прозвище «мамочка».

Она была безоговорочно лояльна Гельмуту Колю - вплоть до 1998 года, когда он проиграл очередные выборы. Это был её шанс, и она его не упустила. В 2000 году Ангела Меркель стала председателем ХДС, в 2005-м - канцлером.

Оппоненты припоминают ей многие странные решения, однако выбирают власть не они, а граждане Германии. Они же, в свою очередь, не забывали, как в разгар глобального финансового кризиса она им обещала: «Ваши банковские вклады гарантированы!». Обещание она сдержала.

Однако все имеет срок годности. «Политика гостеприимства», которую она провозгласила по отношению к беженцам, серьезно пошатнула рейтинг канцлера, а её партия и вовсе начала планомерно сдавать регион за регионом. Однако история с беженцами – это очередной вызов для Меркель. Если и с этой проблемой она справится, никто не сможет поставить её авторитет под сомнение. Если же нет, вряд ли немцы завалят её проклятиями, так как с памятью у них все в порядке.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?