Итоги-2014: Банки и санкции

Если в 2013 году борьба с экономическим кризисом вытеснила политику с трона главных забот Европы, то минувший год, словно маятник, расставил противоположные акценты. Несмотря на то, что процесс выхода из кризиса еще требует немалых усилий, он все же двигался по схемам, немеченым в 2013-м. В связи с этим, событий в экономической жизни Старого Света было значительно меньше, но практически все они были ориентированы на изменение фундаментальных основ.

Продолжая подводить итоги уходящего года, журнал EUROMAG плавно перешел от темы политики к её ближайшему соратнику экономике. Финансовой сфере в минувшем году внимания по объективным причинам досталось значительно меньше, чем в предыдущие годы.

2013 год стал кульминацией противостояния европейской экономики и финансового кризиса, поэтому год уходящий можно сравнить с развязкой сюжета, которая была предопределена ранее.

Европа планомерно сокращала показатели безработицы, увеличивая цифры доходов и рейтинги благосостояния. Связанный с политической ситуацией и кризисом российского рубля отток туристов в 2014 году не стал для Европы катастрофой, хотя ряд популярных у наших соотечественников направлений и испытали трудности.

Тем не менее, такая ситуация в 2012 или 2013 годах могла бы погубить целые отросли экономики. В 2014-м же лидеры Европы, помимо занявшей все повестки политической ситуации, старались сконцентрироваться на ряде базовых принципов строительства экономки, так как минувший кризис ярко продемонстрировал необходимость глубоких реформ.

«Банковская тайна»

В первую очередь, финансовый кризис в Европе окончательно убедил руководителей стран Старого Света в несоответствии банковской системы с современных правил экономики. В первую очередь, в условиях практически открытого экономического мира было необходимо снять оковы с надзорных органов.

Вопрос о «банковской тайне» уже не первый год многими экспертами назывался «бомбой замедленного действия». После кризиса банковской системы одного из главных оффшоров Европы Кипра сомневающихся не осталось.

Одна за другой страны объявляли о своем намерении присоединиться к договору об автоматическом обмене данных, что фактически ликвидирует возможность тайно укрывать доходы в зарубежных банках.

Почин Австрии поддержал один из банковских центров Европы – Люксембург, а позже стало известно, что от одного из символов своей страны готова отказаться и Швейцария.

В результате серии переговоров в октябре инициатива обрела конкретную форму и сроки внедрения.

«Швейцария подтверждает свое намерение создать в надлежащее время все законные основания, необходимые для введения автоматического обмена информацией с тем, чтобы все финансовые учреждения страны могли с 2017 года начать сбор данных, касающихся счетов иностранных налогоплательщиков. Первый обмен данными может состояться в 2018 году», - говорится в официальном заявлении швейцарского правительства.

Внедрение автоматического обмена информацией поменяет ход дел. Банки будут обязаны сообщать налоговым органам страны данные счетов иностранных граждан. В свою очередь, эти органы при содействии коллег из других стран будут проверять данные счета на соблюдение законодательств.

На то, чтобы Швейцария пошла на подобный шаг, отмену практически священной для страны банковской тайны, понадобилось более 9 лет. Мировое сообщество настаивало на подобной мере на саммите большой двадцатки в Лондоне в 2009 году по указке Организации экономического сотрудничества и развития и под давлением США, Франции и Германии.

На сегодняшний день 47 государств взяли на себя обязательство внедрить автоматический обмен банковской информацией с 2017 года. Швейцарии, как Сингапур и Гонконг, отсрочили это обязательство еще на год. По словам правительства Швейцарии, этот год уйдет на законодательное оформление процедуры.

Санкции и курс рубля

Российская экономика, несмотря на тесные связи с Европой, не играет в вопросе благосостояния жителей Старого Света ключевой роли, хотя в последние годы наши туристы серьезно поддерживали некоторые отрасли бюджета других стран. В связи с этим, случившийся в конце 2014 года обвал курса российского рубля по отношению к евро лишь косвенно подпортил жизнь европейцам.

В частности, поток туристов по многим направлениям снизился в несколько раз, что не могло не сказаться на кошельках местных жителей.

С другой стороны, падение курса резко увеличило поток европейцев, желающих приехать в Россию. В частности, на российско-финляндской границе в сторону России уже несколько дней наблюдаются серьезные пробки в связи с тем, что экономные финны планируют закупить продукты, бензин и технику в нашей стране, где еще не все цены проиндексированы согласно курсу евро.

Что же касается санкций, введенных Россией в отношении Евросоюза, то они повлияли на производителей европейских продуктов питания значительно сильнее. Новостей о волне разорений сельскохозяйственных компаний, конечно, не было, однако затянуть пояса европейским фермерам пришлось.

Они выступали с демонстрациями, требовали субсидий и компенсаций от властей своих стран, однако лишь некоторые смогли добиться помощи.

Для рядовых же европейцев эта ситуация стала приятной неожиданностью, так как фермеры вынуждены были снизить цены на свою продукцию.

Стагнация экономики

Кроме того, к осени стало известно о стагнации европейской экономки. По мнению специалистов, на эти цифры санкции еще не могли повлиять, однако ситуацию по итогам года они явно не улучшат.

Внутренний валовый продукт 18 стран-членов еврозоны по итогам второго квартала 2014 года остался неизменным по сравнению с предыдущими тремя месяцами. Из опубликованных Евростатом данных следует, что последние три квартала ВВП еврозоны рос на 0,1-0,3%, однако сейчас рост остановился.

Одним из факторов этого стало снижение на 0,2% ВВП Германии, крупнейшей экономики ЕС.

Помимо этого, второй квартал подряд нулевым оказался и рост французской экономики – второго локомотива объединённой Европы.

Третья по величине экономика Европы, Италия, скатилась обратно в рецессию. В то же время в Португалии падение ВВП на 0,6% в первом квартале резко сменилось во втором ростом - на те же 0,6%.

По словам старшего экономиста банка Berenberg Кристиана Шульца, некоторое влияние на ВВП еврозоны мог оказать и кризис на Украине, из-за которого снизилась активность инвесторов.

Так или иначе, к концу года призывы отказаться от войны санкций и возобновить сотрудничество с Россией в Европе звучат все чаще. В первую очередь, уже в формате требований такие идеи продвигают представители крупного бизнеса из Германии и Северной Италии.

Политика всегда движется рука об руку с экономикой. Если в предыдущие несколько лет экономика зачастую определяла политику Евросоюза, то в 2014 году именно политика стала локомотивом в этой паре.

Политические потрясения первого полугодия стали отражаться на экономике уже летом. Осенью политики многих стран стали приходить к мнению, что единственным способом решения возникших сложностей должны быть переговоры. К зиме 2014 года этот тезис осознали и представители экономической отрасли, поэтому в 2015 году руководителям России, Украины и стран Евросоюза предстоит серьезная дипломатическая работа.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?