Как получить компенсацию

Аэропорты и авиакомпании готовятся к многочисленным искам обиженных пассажиров, которые, вместо того чтобы отдыхать, часть своего времени вынуждены были провести в накопителях Домодедова и Шереметьева. Вал исков юристы ожидают после Нового года, когда российские туристы вернутся домой и захотят «крови» за испорченное начало отдыха.

По мере того как число пассажиров, томящихся в Домодедове и Шереметьеве уменьшается, а власти в лице Генпрокуратуры и Роспотребнадзора ищут виновных в коллапсе, московские юристы вовсю штудируют главы Воздушного кодекса и закона о защите прав потребителей, чтобы быть готовыми к возврату в Россию туристов, жаждущих возмездия за тот кошмар, который им пришлось пережить.

«Мы сейчас не отдыхаем, а внимательно следим за ситуацией, которая творится в Домодедове и Шереметьеве», – призналась корреспонденту EUROMAG гендиректор юридического агентства «Фелиция» Оксана Карцева.

И хотя глава Минтранса Игорь Левитин во вторник заявил, что не видит вины руководителей авиакомпаний и аэропортов в сложившемся коллапсе, а сами аэропорты и перевозчики все валят на погоду и называют случившееся форс-мажором, юристы уверены: у пассажиров есть реальные шансы «наказать за сорванный отдых».

Статья 99 Федеральных авиационных правил, которые должны исполнять все авиаперевозчики, летающие в Россию, гласит, что в случае отмены или задержки рейса по любым причинам (погода, неисправность самолета, болезнь пилота и т.д.) перевозчик «обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время».

Если рейс задержан на срок более восьми часов, пассажирам должны предоставить гостиницу, в которую авиакомпания обязана доставить пассажира за свой счет, точно так же вернуть его обратно в аэропорт и в это время организовать бесплатное хранения багажа. Все эти услуги должны предоставляться пассажирам без взимания дополнительной платы.

Но судя по рассказам путешественников, застрявших в Домодедове и Шереметьеве, многие из них не получили и малую часть того, что им обязаны были предоставить. Поэтому поводов для обращения в суд уже предостаточно, уверены юристы.

Первый вопрос, который теперь волнует путешественников, – кому предъявлять претензии: турфирме, аэропорту, авиакомпании или энергетикам, которые вовремя не спилили ветки, упавшие на провода, питающие аэропорт Домодедово? Оксана Карцева из юридической компании «Фелиция» советует обращаться с претензиями в ту компанию, где приобреталась услуга. «Если покупался турпакет, значит надо обращаться в турагентство, если отдельно авиабилет – значит, к перевозчику или агентству, которое этот билет продало», – сказала она журналуEUROMAG.

Юрист пояснила, что пассажир заключает договор с тем юридическим лицом, которому он отдает деньги, соответственно, с него он и должен их требовать назад. «А турагентства, кассы по продаже билетов и авиакомпании потом пусть уже между собой разбираются, кто виноват и кто кому должен», – добавила Карцева.

Второй вопрос – что требовать? Его юрист разделила на два пункта – реальные затраты и моральный вред. К реальным затратам относятся все те траты, которые пассажир понес вследствие ожидания задержанного рейса. «Например, вас не покормили в аэропорту и вы вынуждены были покупать пирожки за 300 рублей. Или если вы вылетели на три дня позже – значит, в стране пребывания вы меньше времени жили в гостинице, пропустили экскурсию, потеряли право на бесплатный трансфер из аэропорта – все это надо включать в претензию», – советует юрист.

Соответственно, если турист никуда вообще не улетел из-за отмененного рейса, значит он вправе требовать полное возмещение расходов на билеты и турпутевку.

Единственное условие – все траты должны быть подтверждены документально, поэтому необходимо сохранять все чеки, а в аэропорту взять справку о задержке рейса. «Я бы посоветовала обязательно попросить добавить в справку время и место ее выдачи. Например: «Справка выдана в аэропорту Домодедово 26 декабря 2010 года в 14:56». Для суда это будет отличным аргументом того, что вы действительно долгое время провели в аэропорту», – говорит Карцева.

Что касается морального вреда, то российское законодательство не ограничивает права граждан России – требовать можно и миллион долларов, и десять миллионов. «На практике вам такую сумму ни один суд не присудит, так как он учитывает соотношение реальных потерь к общим понесенным затратам. Но по нашей практике, на компенсацию в 5, 10 или 15 тыс. рублей вполне можно рассчитывать», – заверила юрист.

Кроме того, Оксана Карцева напомнила о такой статье Гражданского кодекса, как «Необоснованное обогащение». Например, пассажир, всегда покупающий воду в аэропорту по 50 рублей, во время коллапса вынужден был платить за этот же продукт в десять раз больше. «В этом случае я советуют подавать претензию к аэропорту на то, что его арендаторы вдруг повысили цены. А аэропорт пусть потом разбирается со своими арендаторами, – отметила юрист. – У нас уже был прецедент в тверском суде, когда клиент смог вернуть разницу между нормальной и завышенной ценой».

Кстати, в среду авиакомпания «Трансаэро» заявила, что готова принять и удовлетворить все обоснованные иски пассажиров и, в свою очередь, предъявить их затем аэропорту Домодедово. Перевозчик заверил, что с начала кризиса в Домодедове «Трансаэро» обладала необходимым количеством воздушных судов и экипажей для выполнения всех заявленных рейсов. Однако из-за нарушения технологического цикла обслуживания со стороны аэропорта этот график постоянно нарушался.

Правда, не нужно затягивать с подачей жалоб. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий. За помощью и дополнительной информацией пострадавшие могут обратиться в Ростуризм, где открыта горячая линия. По телефону 8 (499) 231-53-73 можно звонить круглосуточно.

Можно также воспользоваться горячей линией Росавиации по «сбойным ситуациям»на международных пассажирских рейсах по телефону 8 (499) 231-53-73.

Авиакомпания «Трансаэро»: круглосуточная справочная служба – (495) 788-80-80.

Авиакомпания «Аэрофлот»: открытая линия для жалоб – (495) 223-55-55, круглосуточная справочная служба – 8-800-333-55-55.

Авиакомпания «ВИМ-Авиа»: главный офис – (495) 783-00-88, представительство в аэропорту Домодедово – (495) 545-06-53.

Авиакомпания S7: круглосуточные справочные службы – (495) 777-99-99, 8-800-200-000-7.

Многие адвокаты специально выезжают в Домодедово и Шереметьево для сбора жалоб от пассажиров. Цель - собрать не менее тысячи обращений, а затем подать коллективные иски. Уже направлено специальное обращение в Федеральную антимонопольную службу, десятки жалоб также поступили в общественные организации защиты прав потребителей.

Многочисленные нарушения законодательства о защите прав пассажиров выявила и прокуратура. Как говорится в сообщении на официальном сайте Генпрокуратуры России, проверка показала, что авиакомпании не в полной мере предоставляли пассажирам задержанных рейсов услуги, установленные федеральными авиационными правилами.

Представители авиаперевозчиков "Сибирь", "ВИМ-авиа", "Оренбургские авиалинии", "Трансаэро", "ЮТэйр" вызваны в прокуратуру для дачи объяснений. В отношении двух компаний уже возбуждены дела об административных правонарушениях.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?