Как в школах Швейцарии учат сексу

Недавно в Швейцарии разгорелся скандал из-за модели мужских и женских половых органов, которые использовались в качестве наглядного пособия в одной из средних школ Базеля на уроках по этике и психологии семейной жизни. Рассказываем, какое решение по этому вопросу вынес ЕСПЧ.

Уроки плавания и даже пения довольно часто в последние годы становились причинами судебных разбирательств, инициаторами которых выступали родители, не желавшие, прежде всего по религиозным причинам, чтобы их дети ходили в бассейн или пели христианские гимны.

Семь лет назад педагоги Базеля разработали концепцию преподавания психологии семейной жизни и основ полового воспитания детей. Концепция была раскритикована консервативными общественными кругами. Камнем преткновения стал так называемый «Половой чемоданчик» («Sexkoffer»), своего рода набор наглядных пособий, в центре которого находились модели гениталий (деревянный пенис и плюшевая вагина). После прозвучавших критических замечаний было принято решение от «чемоданчика» отказаться, но сам предмет «половое просвещение» в учебной программе остался.

На прошлой неделе ЕСПЧ принял отрицательное решение по иску семьи из швейцарского Базеля, требовавшей официально освободить их дочь от уроков полового воспитания.

На вопрос о том, «откуда берутся дети», учителя должны отвечать с учетом конкретной ситуации и возраста спрашивающих школьников. Такова, если коротко, суть решения, принятого Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). Беат Цемп, главный швейцарский учитель, с таким решением полностью согласен. 

С точки зрения школьных учителей, уроки полового воспитания являются необходимой превентивной мерой в рамках противодействия сексуальным домогательствам и педофилии.

С точки зрения консервативных кругов, речь идет о недопустимой «ранней сексуализации». По их мнению, уроки полового воспитания ведут к прямо противоположным результатам.

Беат Цемп, председатель «Швейцарского национального союза учительских организаций» вердикт ЕСПЧ одобряет. Портал swissinfo встретился с ним и обсудил столь важную для швейцарских школ тему.

swissinfo.ch: Что именно означают понятия «конкретная ситуация» и «возраст школьника»?

Б.Ц.: «Возраст» означает, что учителям необходимо смотреть на то, в каком классе находится ребенок, ведь определенные наглядные пособия для учеников самой младшей школы могут совершенно не подходить. Речь идет, в частности, о так называемом «половом чемоданчике», наделавшем недавно у нас столько шума. Пенис, сделанный из дерева, и плюшевая вагина для уроков в начальной школе, наверное, не годятся, но их вполне можно использовать в средней школе.

А «конкретная ситуация» означает возможность гибко реагировать на возникновение «неудобных» вопросов. Если, например, кто-то непременно захочет, при взгляде на беременную учительницу, узнать о том, откуда берутся дети, или если кто-то вдруг найдет на школьном дворе презерватив и поинтересуется, что это такое и зачем этот предмет нужен, то у учителя есть теперь возможность коротко ответить на эти вопросы в начале урока, не подвергаясь опасности стать объектом судебного иска.

Кроме того, если запретить учителю давать детям на такие вопросы ответы, сформулированные в соответствии с их возрастом, то тогда можно будет вообще просто закрыть школу как таковую, потому что, если для чего школа и нужна, так это как раз именно для такой просветительской работы. 

swissinfo.ch: Ну, а если совсем конкретно? Как следует учителю реагировать в таких ситуациях? Не могли бы вы привести несколько примеров?

Б.Ц.: В наше время среди школьников довольно широко распространены такие ругательные слова, как, например, «гомик»! При этом большинство детей, использующих такие слова, не имеет ровным счетом никакого понятия, кто такой, собственно, гей. И тогда учитель может объяснить, что любовь существует не только между мужчиной и женщиной, но и между мужчиной и мужчиной, а также между женщиной и женщиной, и это не повод ругаться, насмехаться или издеваться. Очень важно, чтобы на такие инциденты учителя реагировали в соответствии с особенностями возникшей ситуации, не игнорируя их.

swissinfo.ch: Многие родители убеждены в том, что половое воспитание — это дело родителей, а не школы. Что бы вы им ответили?

Б.Ц.: Что такие уроки, прежде всего, имеют социальный аспект и являются важной мерой в вопросе противодействия сексуальным посягательствам и в плане защиты от них.

Дети должны уже в детском саду усвоить несколько простых правил. «Мое тело принадлежит мне». «Прикосновения бывают хорошие и плохие». В старшей школе можно сюда добавить уже и тему предохранения от болезней, передающихся половым путем. Именно с оглядкой на эти две темы законодатель в Швейцарии и рассматривает в качестве заоконной меры «вмешательство» школы в родительское сексуальное воспитание ребенка. Ранее аналогичное решение, как я уже говорил, принимал Федеральный суд в Лозанне. Ну а теперь на нашу сторону встал и ЕСПЧ.

swissinfo.ch: В Швейцарии живут выходцы из разных культур. Вам не кажется, что, начиная систематические занятия по половому воспитанию уже с 5-го класса, школа просто сама автоматически программирует конфликты с некоторыми категориями родителей?

Б.Ц.: Мы стараемся как на родительских собраниях, так и в рамках индивидуальных бесед с родителями подробно информировать их о том, какова цель таких занятий, как будет представлена та или иная тема. Главное, что никакая сексуальная ориентация или практика никому не навязывается. Мы стремимся к тому, чтобы родители нам доверяли. И этого удается добиться в большинстве случаев — особенно, когда информация максимально открыта и доступна.

В кантонах западной Швейцарии зачастую уроки сексуального просвещения вообще ведут не учителя, а специально приглашенные профессиональные кадры. 

В немецкоязычной Швейцарии первым доверенным лицом на этих уроках обычно является классный руководитель, экспертов со стороны привлекают уже только в старшей школе. Нередко занятия проводятся раздельно, потому что иногда девочки и мальчики хотят общаться по определенным вопросам именно с учителями одного с ними пола.

swissinfo.ch: В последнее время в Швейцарии наблюдается увеличение числа исков и судебных вердиктов по делам, так или иначе связанным с проблемами организации учебного процесса в школах. Суды теперь решают, петь ли ребенку Рождественские песни, ходить ли на уроки плавания, судьи определяют, допустимо ли ношение в школе религиозных символов или сотовых телефонов. Получается, что, будучи учителем в наше время, человек одной ногой постоянно находится в зале суда?

Или как в случае с одним мусульманским отцом семейства, который в результате постоянных конфликтов со школой накопил штрафов и долгов по оплате судебных издержек на сумму в несколько тысяч франков, попав, в итоге, в тюрьму, потому что выплатить эти долги он был не в состоянии. А всё просто потому, что ему не хотелось, чтобы его дочь ходила на плавание. Такое понимать я просто отказываюсь.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?