Статистика по количеству потерянного багажа хоть и неутешительна для пассажиров, но за последние два года наблюдалось снижение числа потерянных вещей.
Согласно ежегодному отчету Baggage Report международной компании SITA, занимающейся информационными и телекоммуникационными решениями для авиатранспортной отрасли, в 2009 году в мире было потеряно около 25 млн чемоданов и сумок. Из них 850 тыс. чемоданов канули в Лету, их так и не смогли найти. Всего за этот период самолетами воспользовалось 2,2 млрд человек со всего мира.
Возвращение пропавшего багажа пассажирам обошлось авиакомпаниям в 2,5 млрд долларов. При этом момента получения багажа пассажирам приходилось ждать в среднем до двух суток.
Согласно статистике, чаще всего багаж теряется по следующим причинам: на первом месте пересадка из одного самолета в другой (52% случаев), на втором – ошибка работников аэропорта, которые не загрузили багаж в самолет (16%), на третьем – ошибка в авиабилете или невнимательность пассажиров, берущих не свой чемодан.
В 7% потеря объясняется ошибочной отгрузкой или погрузкой, в 6% случаев в утере виновата таможня, в 3% – неверные этикетки, которые сотрудники аэропорта наклеивают на багаж.
Гендиректор юридической компании «Фелиция» Оксана Карцева советует пассажирам, которые не увидели свой чемодан на ленте транспортера, в первую очередь обратиться за помощью к сотрудникам аэропорта. «Неважно, прилетели вы в Россию или в Европу, – надо начинать, как говорится, с самых нижних слоев. А работники багажной службы должны проверить, не загрузили ли ваш багаж на соседний транспортер, или, может быть, он затерялся в сортировочном помещении», – пояснила она журналу EUROMAG.
Самое главное, говорит Оксана Карцева, – это сохранять квитанцию о сданном на регистрации багаже, которая обычно клеится на посадочный талон. «К сожалению, люди очень небрежно относятся к этой бумажке, а без нее очень сложно доказать факт того, что у вас вообще был багаж», – предупреждает она.
Но если аэропортовые службы не спешат искать ваш чемодан, то юрист советует затем идти в представительство авиакомпании. «И все то, что обещают вам работники аэропорта или авиакомпании, требовать от них лучше в письменном виде. Это потом послужит доказательством того, что вы обращались к компетентным службам», – добавила Оксана Карцева.
Если чемодан не нашелся в день прилета, но авиакомпания выяснила, что он по ошибке улетел в другой город, то перевозчик обязан доставить нашедшийся чемодан по тому адресу, который укажет пассажир. «Если авиакомпания говорит, что вам надо приехать в аэропорт через два дня за чемоданом, настаивайте на отмене этого требования. Требуйте доставки вашего багажа туда, куда удобно вам. Ведь в потере сумки вы не виноваты, свою часть договора, а именно доставить вас и ваши вещи из пункта А в пункт Б, не выполнила авиакомпания», – говорит Карцева.
Юрист призналась, что судебной практики в России по багажным спорам очень мало. «Конечно, вы можете обратиться в суд и потребовать возмещения, даже если ваш чемодан нашелся, но вы вынуждены были лишний час провести в аэропорту, – но покроет ли это затраты на юриста и судебные издержки?» – поясняет Оксана Карцева. Более того, судиться с авиакомпанией придется по месту нахождения ответчика, поэтому если перевозчик иностранный, то и суды будут в том городе, где он зарегистрирован.
А компенсация за потерю багажа ограниченна. В странах, присоединившихся к Монреальскому соглашению (то есть для большинства международных авиаперевозчиков), у пассажира есть право на компенсацию ущерба, повреждения, потери или задержки багажа в максимальном размере 1134 евро. Если авиакомпания не присоединилась к Монреальскому соглашению, в таком случае можно рассчитывать на 19 евро за 1 кг багажа. Таким образом, компенсация не зависит от ценности потерянных вещей. Компенсация может быть больше только в том случае, если пассажир напишет заявление о ценности багажа, что будет стоить ему дополнительных денег.
Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!