Сегодня в Москве пройдет заседание Постоянного совета партнерства Россия—ЕС с участием главы МИД РФ Сергея Лаврова и его коллеги из ЕС Кэтрин Эштон. На нем станет ясно, смогут ли стороны окончательно согласовать перечень "Совместных шагов и вспомогательных мер по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС", чтобы утвердить их на декабрьском саммите Россия—ЕС в Брюсселе. Как выяснил "Ъ", документ согласован на 95%, однако договориться по оставшимся 5% будет непросто. Москва требует от Брюсселя включить в документ положение о том, что после исполнения Россией всех прописанных в нем требований процесс отмены виз должен быть запущен автоматически и сразу. Евросоюз таких гарантий дать пока не готов.
Этапы большого пути
Главная цель сегодняшнего заседания Постоянного совета партнерства, который является одним из основных рабочих органов России и Евросоюза,— подготовить саммит Россия—ЕС. Он пройдет в середине декабря в Брюсселе. По словам источника "Ъ", близкого к переговорам, на сегодняшней встрече планируется обсудить несколько принципиальных вопросов: вступление России в ВТО, либерализацию визового режима между РФ и ЕС, взаимодействие по урегулированию кризисных ситуаций, положение на Ближнем Востоке (прежде всего в Сирии), права человека в России и идею Владимира Путина о создании Евразийского союза.
Из всех этих пунктов наибольший интерес для Москвы, по словам собеседников "Ъ", сейчас представляет вопрос отмены виз. Россия добивается этого с 2002 года. И именно от сегодняшней встречи во многом будет зависеть, смогут ли президент Дмитрий Медведев и его европейские партнеры одобрить в декабре "Совместные шаги и вспомогательные меры по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС".
Речь идет о перечне требований, выполнение которых должно приблизить РФ к желанному безвизовому режиму с Европой. Это — обеспечение защищенности удостоверяющих личность документов, борьба с нелегальной миграцией и управление миграционными потоками, урегулирование вопросов реадмиссии (готовности принять своих граждан обратно в случае депортации), совместный контроль на границах, а также борьба с оргпреступностью, терроризмом и коррупцией.
Предполагалось, что документ будет одобрен еще на июньском саммите Россия—ЕС в Нижнем Новгороде, но этого не произошло. Президент Дмитрий Медведев тогда заявил "Ъ", что он ожидает подписания документа не позднее конца июля (см. "Ъ" от 11 июня). Но и этот срок не был соблюден.
И вот на минувшей неделе глава МИД РФ Сергей Лавров заявил: согласование перечня совместных шагов завершено. Министр выразил надежду, что документ будет наконец одобрен на саммите в декабре.
Дело за малым
Между тем дипломатический источник "Ъ" в одной из стран ЕС, близкий к переговорам, утверждает, что документ согласован "не полностью, а на 95%". По его словам, господину Лаврову и высокому представителю ЕС по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон предстоит на переговорах в Москве согласовать оставшиеся 5%.
"Сделать это будет непросто",— убежден собеседник "Ъ". По его словам, Москва настаивает на том, чтобы в документе было прописано, чтобы за выполнением ею перечисленных в "Совместных шагах..." технических требований сразу же следовал запуск процесса отмены виз. Европейцы же предлагают другой вариант: Россия выполняет все договоренности — от совершенствования биометрических паспортов до упрощения внутрироссийских регистрационных процедур для иностранцев, после чего представители стран Евросоюза еще раз соберутся и решат, отменять визы с Россией или нет.
"На первый взгляд кажется, что 5% — это немного. Но вопрос об автоматизме (отмена виз после выполнения "Совместных шагов...".— "Ъ") сейчас является ключевым для перспективы либерализации визового режима",— заявил "Ъ" эксперт Европейского совета по международным делам Бен Джуда. По его словам, многие в ЕС сегодня озабочены тем, что "предоставление России гарантий автоматической отмены виз поставит ее в более привилегированное положение по сравнению с Украиной, Молдавией и Грузией" и будет воспринято как "своего рода легитимизация Брюсселем возвращения Владимира Путина в Кремль".
"Отвергая пункт об автоматизме, европейцы хотят оставить за собой возможность при необходимости предъявить Москве дополнительные требования, в том числе политического характера, например, из области прав человека",— пояснил господин Джуда. Это означает, что, если к моменту выполнения Россией всех согласованных с ЕС требований возникнет какой-то скандал типа гибели юриста Сергея Магнитского, Москве отмены виз не видать.
Коллега Бена Джуды из Европейского совета по международным делам Нику Попеску считает, что даже ради безвизового режима с Европой Россия не пойдет на выполнение политических условий, в отличие, скажем, от балканских стран и Молдавии. Сербии, к примеру, пришлось выдать Гаагскому трибуналу многих своих граждан, обвиняемых в военных преступлениях, а Молдавии — согласиться на серьезные политические реформы. "Представителям российской элиты несложно получить визу в ЕС, а обладатели дипломатических паспортов и вовсе в ней не нуждаются. Они не станут менять политическое устройство страны для того, чтобы обычные граждане смогли ездить в ЕС без виз",— объяснил Нику Попеску в своем блоге на странице EUobserver.
Тем не менее дипломат одной из стран ЕС, попросивший не называть его имени, заявил "Ъ", что в Европе рассчитывают на то, что Россия все же пойдет на компромисс в вопросе об автоматизме. "В Москве настаивают, что отмена виз — взаимовыгодный процесс и что европейцы в нем заинтересованы не меньше граждан РФ. Но это не совсем так. Жители стран ЕС не обивают пороги своих государственных чиновников, требуя упростить визовый режим с Россией, да и беженцы из ЕС в РФ что-то не ломятся,— пояснил европейский дипломат.— Поэтому мы надеемся, что Москва проявит гибкость".
Между тем, по словам российского дипломатического источника "Ъ", в Москве считают, что без пункта об автоматическом переходе к процессу отмены виз "выполнять прописанные в "Совместных шагах..." требования нет смысла". "Мы должны четко видеть конечную цель",— пояснил собеседник "Ъ".