Исследование по заказу мэрии Парижа продемонстрировало, как сильно изменилась столица Франции за последние 20 лет. Например, известный магазин Drugstore в округе Сен-Жермен-де-Пре всегда посещали любители ночной жизни – здесь можно было хоть в час ночи купить пачку сигарет, лекарство или сувенир, или даже съесть бифштекс. Теперь на его месте находится бутик Emporio Armani.
Напротив в 70-е годы был магазинчик пластинок Raoul Vidal. Теперь там открылся бутик Cartier. А на другой стороне площади LVMH скупила все, что только можно было купить. Впрочем, справедливости ради исследователи признают, что в квартале еще остались знаменитые кафе.
То, что старый Париж исчез, писал еще в XIX веке Шарль Бодлер. Кстати, именно в его эпоху градостроитель Жорж Эжен Осман практически перекроил уличную сеть города, разрушив старые здания.
В наше время изменения не столь драматичны, подчеркивают эксперты, но они не менее очевидны. Главный вывод исследования – «Париж уже не тот, что был 20 лет назад, а открытие новых магазинов связано с изменившейся структурой парижского общества».
Анализ наглядно показал, с какой скоростью (всего за 4–5 лет) изменился облик города: в Париже закрываются старинные лавочки ремесленников, электриков, книжные и мясные магазины, скобяные лавки, а на их место приходят рестораны фаст-фуда, салоны красоты, магазины оптики, продуктовые магазины премиум-класса, винные бутики.
«Это новый Париж, где властвуют «бобо» (слово, появившееся в результате соединения bourgeois и boheme, т.е. буржуазная богема)», – пишут эксперты. Это внуки поколения шестидесятников – они хорошо обеспечены, имеют прогрессивные взгляды, для них имеют значение экология и благотворительность. Они живут в закрытом мирке и готовы на любые жертвы, чтобы отправить детей учиться в лучшие школы.
Прогулка по современному Парижу таит в себе много сюрпризов – например, найти уличный киоск с газетами теперь будет большой проблемой, в то время как без особого труда можно купить хоть три пары ботинок. К лучшим кондитерским выстраивается очередь даже в лютый мороз, а в обеденный перерыв парижане штурмом берут солярии и массажные центры.
Основные артерии города – Елисейские Поля, улица Риволи и улица Ренн – оккупированы бутиками французских и международных сетей, готовых выложить за аренду места громадные деньги.
Даже соседние улицы сильно изменились за прошедшее время – лавочкам пригорода Парижа Сент-Антуан пришли на смену ночные клубы и модные бутики; в районе около Биржи, когда-то слывшем раем для геев, сейчас один за другим открываются японские рестораны; пригород Сен-Жермен стал пользоваться популярностью у дизайнеров.
Жена Поля Жорже, владельца одного из самых известных бистро в послевоенное время, никогда не говорила, что она парижанка. Тому, кто спрашивал, где она родилась, она всегда отвечала: «На улице де Мартир». Для нее эта улица, идущая к Монмартру, была воплощением отдельного мира. Там всегда громко кричали торговцы рыбой и яблок. Рынок все еще на том же самом месте, но здесь стали продавать биопродукты, а квартира вблизи улицы де Мартир стоит не меньше 1 млн евро.
И только квартал Бельвиль сохранил свое прежнее очарование – здесь до сих пор можно встретить рабочего, вытирающего руки о брюки, или кафе, чья грязь напоминает о Париже сорокалетней давности.