Почему в Швейцарии дорого?

Поход в швейцарский магазин иного европейца может ввести в состояние самого настоящего шока. Бутылка «Кока-Колы» здесь стоит на 40% дороже, чем в Германии, не говоря уже о таких деликатесах, как пармская ветчина, за которую в Альпийской республике придется отдать куда больше, чем в аналогичном немецком магазине. Швейцарские потребители вынуждены год за годом сильно переплачивать за импортные товары и продукты питания.

То, что Швейцария — страна дорогая, ни для кого не секрет. В обиход даже вошло понятие «остров высоких цен», которое намекает, что окруженная со всех сторон Европейским союзом Конфедерация действительно отличается весьма солидными ценниками. «Черный четверг» 15-го января 2015 года стал событием, которое наверняка подольет дополнительное масло в огонь дискуссий о том, кто виноват в такой дороговизне и что здесь можно было бы сделать?

Напомним, что в тот день швейцарский ЦБ официально перестал поддерживать фиксированный обменный курс франка и евро, в результате чего швейцарская национальная валюта заметно укрепилась по отношению к европейской, а розничные цены в странах ближнего зарубежья упали для швейцарских потребителей по меньшей мере на 20%.

Для начала сухие цифры: по данным швейцарского «Фонда защиты интересов потребителей» («Stiftung für Konsumentenschutz» — «SKS»), швейцарцы за тот же объем товаров и услуг вынуждены в среднем платить на 15 миллиардов франков в год больше, чем их собратья-потребители, например, в Германии. 

В феврале 2015 года фонд «SKS», организация владельцев ресторанов и предприятий общественного питания «Gastrosuisse» и комитет представителей фирм и компаний малого и среднего бизнеса представили разработанную ими народную законодательную инициативу. Она предлагает ввести в федеральную Конституцию страны специальную статью, обязывающую правительство неустанно бороться с «бессовестными» экспортерами, ежегодно «нагревающими» швейцарских потребителей на многие миллиарды франков.

Если рассуждать объективно, то, конечно же, покупательная способность швейцарских компаний и потребителей изначально заметно выше, чем у граждан и фирм из ЕС. И поэтому более высокие цены в Швейцарии для ее жителей какой-то уж совсем критической проблемой не являются. С другой стороны, поставщики товаров из ЕС тоже осведомлены об этом, а потому они давно уже привыкли соответствующим образом «корректировать» отпускные цены на товары, экспортируемые ими из еврозоны в относительно более состоятельную Конфедерацию.

В результате страдают не только частные потребители, что было бы еще полбеды, но и корпоративные клиенты в лице промышленных предприятий, фирм, компаний и концернов. Иными словами, страдает бизнес. «Например, если швейцарские компании покупают в Германии станки, оборудование, запасные части или инструменты, то платить им приходится отнюдь не европейские цены, а швейцарские, из-за чего обычная отвертка превращается едва ли не в предмет роскоши», — говорит Петер Дитрих, директор «Swissmem», межотраслевого объединения швейцарских машиностроительных, электротехнических и металлообрабатывающих предприятий.

Глава объединения «Gastrosuisse» Казимир Платцер является одним из лидеров комитета, разработавшего в формате народной инициативы законопроект под рабочим названием «За честные цены на импортные товары».

В недавнем интервью цюрихской газете «Tages-Anzeiger» он в качестве причины такого положения назвал, прежде всего, слишком «беззубое» швейцарское антимонопольное законодательство, которое вообще-то призвано мешать экспортерам согласовывать цены и непомерно задирать их в надежде на кошельки швейцарских «богатеньких буратин».

Томас Плечер убежден, что на уровень цен в Швейцарии влияют такие факторы, как высокий образовательный уровень населения, его покупательная способность, находящаяся на уровне выше среднего, высокий уровень зарплат, сочетающийся с дорогим (по швейцарским меркам) жильём, приток высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых иностранных трудовых кадров.

Действенным методом борьбы с завышенными ценами мог бы стать так называемый параллельный импорт. В основе этой идеи лежит закупка импортных продуктов и услуг не у производителей напрямую, но у субподрядных фирм, занимающихся сбытом и распространением данных товаров по поручению производителей. Крупные компании знают о такой уловке и порой жестко противодействуют ей, запрещая своим дилерам поставлять товары в Швейцарию по более выгодным ценам в формате параллельного импорта.

Одним из наиболее нашумевших в свое время случаев стало дело производителя зубной пасты «Gaba International» (принадлежит американской группе «Colgate-Palmolive»). В 2009 году компания была вынуждена заплатить солидный штраф за давление, оказанное ею на австрийскую сбытовую кампанию, которой было напрямую запрещено поставлять зубную пасту в Швейцарию по сниженным ценам. В 2011 году за то же самое поплатился производитель фототехники «Nikon», а год спустя настала очередь немецкого автогиганта «BMW».

В настоящее время под прицелом у международных антимонопольных структур находятся и другие крупные концерны. Швейцарские же представители малого и среднего бизнеса «сильно сомневаются» в том, что такого рода меры помогут кардинально решить вопрос завышенных цен на импорт. Поэтому швейцарские граждане в последние недели с утроенным энтузиазмом садятся в свои машины и отправляются на закупки в ближнее зарубежье, в Германию, Австрию, Францию. Эта тенденция не осталась незамеченной ведущими ритейлерами Швейцарии, компаниями «Migros» и «Coop».

И если в 2011 году, когда швейцарский ЦБ установил фиксированный обменный курс франка и евро, они не торопились, несмотря на жесткую критику в свой адрес, снижать цены, то сейчас все по-другому. В эти дни нет в стране ни одного филиала «Migros» или «Coop», не украшенного зазывными плакатами и баннерами с заветным словом «Акция!». Снижая цены на те или иные виды товаров, эти торговые сети отчаянно пытаются удержать покупателей от «шоппинг-туризма». Они даже готовы поступиться частью прибыли сейчас, что бы потом не столкнуться с реальными и довольно крупными системными убытками.

Штефан Майерханс, специальный уполномоченный швейцарского правительства по контролю за ценами («Schweizer Preisüberwacher»), убежден в том, что все такого рода уловки являются паллиативом, не дающим ответа на главный вопрос, а именно, как сделать так, чтобы импортеры не накручивали цены на товары, предназначенные для поставок в Швейцарию?

 «В этой ситуации единственный выход — это регулирующее вмешательство государства», — указал Штефан Майерханс в интервью порталу swissinfo.ch. Именно государство, по его мнению, должно гарантировать отсутствие на рынке искажений принципа честной конкуренции. Но как раз именно такой метод противоречит самой сути Швейцарии, построенной на принципе минимального вмешательства государства. Есть ли здесь «золотая середина»?

Швейцария уже пыталась бороться с дорогим импортом, на основе так называемого «принципа Кассис де Дижон». Напомним, что в своем решении от 20 февраля 1979 года Европейский суд, высшая судебная инстанция ЕС, указал, что продукция, — в данном случае это был черносмородиновый ликер «кассис», производимый во французском Дижоне, — законно произведенная в данной стране ЕС и допущенная на рынок этой страны, обязана быть автоматически допущена на рынок и других стран ЕС на тех же условиях, в том числе и ценовых.

Этот принцип с тех пор так и называется — «принцип Кассис де Дижон». Швейцария добровольно присоединилась к этой торговой практике в 2010 году, и это должно было бы по идее привести к серьезному снижению внутренних цен на импорт. Однако, во-первых, импортируемые в Швейцарию товары должны содержать на своих этикетках информацию на трёх официальных языках (немецком, французском итальянском, не путать с «национальными» языками, которых четыре — к трём упомянутым добавляется еще ретороманский).

Переделывание этикеток, как ни странно, серьезно удорожает импорт. Во-вторых, в Швейцарии под действие «принципа Кассис де Дижон» не подпадают медикаменты, продукция нефтехимической промышленности, а также бытовая и промышленная электроника. В-третьих, многие эксперты указывают на то, что швейцарцы элементарно готовы платить больше — но за эксклюзивное качество. А раз потребитель готов платить много, так почему бы, в самом деле, не назначить ему соответствующий ценник?


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?