Уважение к религии и правам человека ограничено уважением к правам другого человека. Именно этой аксиомой руководствовался Европейский суд, вынесший накануне решение о праве работодателей на запрет одежды, закрывающей лицо, а также элементов религиозной атрибутики.
«Внутренние правила предприятия, которые запрещают открытое ношение любых политических, философских или религиозных символов, не являются прямой дискриминацией, — гласит решение суда. — Однако при отсутствии подобных правил готовность работодателя пойти навстречу клиенту, недовольному тем, что кто-либо из сотрудников носит хиджаб, и требующего заменить этого сотрудника, может рассматриваться как дискриминация».
По мнению суда, косвенная дискриминация мусульман в этом случае допустима, если она оправдывается стремлением соблюсти нейтральность, сообщает Lenta.ru.
Кандидат в президенты Франции Франсуа Фийон уже заявил, что решение суда будет способствовать укреплению социального мира во всей Европе.
Дело в Европейском суде было открыто в связи с жалобой двух истиц, которых уволили за то, что они отказались снять хиджаб.
В первом случае работодатель мотивировал увольнение неписанными правилами компании, которые запрещают ношение знаков принадлежности к любой религии, во втором — требованием клиента.
Спор о том, где соприкасаются права человека с требованиями безопасности и уважением к другим людям особенно обострились после ряда терактов в европейских городах, совершенных радикальными религиозными фанатиками.
В конце февраля из-за подобного противоречия в неприятную политическую ситуацию попала Латвия, в аэропорту которой контролирующие органы заставили прибывшего в страну посла Объединенных арабских эмиратов снять хиджаб.
Арабский дипломат потребовала предоставить ей скрытое от чужих глаз помещение, причем сделать она это была готова только в присутствии женщины. Однако такой возможности в аэропорту ей не предоставили. Службы аэропорта действовали строго в рамках требований авиационной безопасности ЕС, однако от скандала это их не уберегло.
В конце прошлого года запрет на ношение в общественных местах одежды, скрывающей лицо, принял парламент Нидерландов. В конце сентября аналогичный запрет одобрила нижняя палата швейцарского парламента. Во Франции запрет на ношение мусульманской одежды, полностью закрывающей лицо, принят в апреле 2011 года. Ношение паранджи во Франции наказывается штрафом в размере 150 евро.
Европейский суд по правам человека летом 2014 года счел этот закон правомерным, что фактически развязало руки депутатам всех стран ЕС.
В октябре парламентская фракция Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) внесла на рассмотрение законопроект о запрете одежды, закрывающей лицо. «Радикальные исламисты используют закрывающую лицо одежду при организации терактов смертниками. Полиция безопасности уже предупреждала о растущих угрозах терроризма, а исламские террористы добавили Эстонию в список своих целей. Поэтому требование, чтобы людей в общественных местах можно было идентифицировать, является оправданным. Бурка у европейских людей вызывает страх, так как нельзя быть уверенным, имеем мы дело с порядочной женщиной или вооруженным поясом шахида террористом», — заявил эстонский депутат.
В сентябре 2013 года жители италоязычного региона Тичино проголосовали за полный запрет на ношение одежды, скрывающей лицо. Под это определение попадает и ряд атрибутов женской одежда у мусульманок.
Это далеко не единственный случай, когда швейцарцы идут на принцип, не боясь прослыть «нетолерантными». Помимо знаменитого голосования о запрете строительства минаретов, самой известный считается история с авиакомпанией SWISS Air Lines.
Несколько лет назад поводом для недовольства представителей ислама стал крест на флаге Швейцарии. Точнее, не сам флаг, а использование креста как символа в рекламной кампании швейцарской SWISS Air Lines, которая, к тому же, сняла новый ролик под лозунгом «Крест – это козырь» (Kreuz ist Trumpf).
Слоган, размещенный над изображением самолета, показался представителям мусульманской общины бестактным и оскорбительным.
Между тем, как пояснили представители авиакомпании, в этом слогане содержится двойной смысл: во-первых, он ассоциируется с флагом Швейцарии (белый крест на красном фоне), во-вторых, напоминает швейцарцам о любимой ими карточной игре jass (Kreuz ist Trumpf можно перевести и как «Козыри – крести»). Второе значение слогана, понятное лишь коренным швейцарцам, призвано внести в рекламную кампанию особый «аромат дома».
Несмотря на эти доводы, представители мусульманской общины увидели в игре слов религиозный смысл. «Христианский лозунг следует расценивать как провокацию и нападение на ислам», – заявил швейцарским СМИ представитель мусульманской общины. Так или иначе, рекламу не убрали, а поводов для извинений швейцарцы не увидели.