Сразу после встречи «Большой семерки» новому президенту Франции предстояло еще одно дипломатическое испытание – встреча в Версале с российским коллегой Владимиром Путиным.
Знакомство произошло в Версале, а формальным поводом послужило открытие выставки, посвященной 300-летию визита Петра I во Францию и установлению дипломатических отношений между Францией и Россией.
Выбор места для первой встречи французского и российского президентов стал одной из самых обсуждаемых тем в связи с неожиданным рабочим визитом Владимира Путина во Францию.
Французские СМИ переговоры Владимира Путина и Эммануэля Макрона называли прежде всего «важным дипломатическим испытанием» для нового французского лидера.
В историю этот визит войдет «как визит президента, воплощающего собой авторитарную власть в XXI веке», — написала газета La Croix, — а также не «как государственный визит, а как совместный обед по случаю открытия выставки двумя президентами».
Эммануэль Макрон и Владимир Путин начали совместную пресс-конференцию, местом для проведения которой была выбрана Галерея сражений Версальского дворца, с экскурса в историю. Макрон поблагодарил российского коллегу за то, что тот откликнулся на приглашение приехать в Версаль — «символичное место, где в эти дни отмечают 300-летие со дня приезда во Францию Петра Великого».
Французский лидер напомнил, что российский император приезжал тогда для того, чтобы лучше понять «секреты королевства, сумевшего удивить мир», и вернулся домой с новыми идеями, убеждениями и «желанием модернизировать» Россию.
«Петр I символизирует Россию, которая хочет открыться Европе», — торжественно подчеркнул французский лидер.
Владимир Путин в ответ поблагодарил Макрона за приглашение, отметив, что никогда раньше не бывал в Версале, подчеркивает RFI.
Одним из важнейших итогов переговоров стала договоренность о создании «рабочей группы» по Сирии с целью «усилить партнерство» между двумя странами. «Я указал, что для нас существует очень четкая красная черта — это использование химического оружия кем бы то ни было», — заявил Макрон.
«Нашим абсолютным приоритетом является борьба с терроризмом и искоренение террористических группировок, главном образом – ИГ (запрещенная в России организация)», — добавил он.
«Что касается ситуации в Украине, то мы долго обсуждали разные детали выполнения минских соглашений. И мы хотели бы как можно скорее провести новые переговоры в нормандском формате», — заявил Эммануэль Макрон.
Владимир Путин поблагодарил французского журналиста, задавшего вопрос о санкциях: «Я, со своей стороны, хочу вас поблагодарить особенно за вторую часть вашего вопроса. Вы спросили, как санкции против России помогут нормализации кризиса на юго-востоке Украины? Никак не помогут. Поэтому я обращаюсь и к вам, и к представителям средств массовой информации Франции: боритесь за отмену всяческих ограничений в мировой экономике».
Отдельное время было уделено проблеме ЛГБТ-сообщества в Чечне. «Мы подняли проблему ЛГБТ-меньшинства в Чечне и проблемы НКО в России. По этим вопросам я четко дал понять президенту Путину, чего ждет Франция. И мы пришли к соглашению о совместном и регулярном отслеживании этого вопроса. Президент Путин проинформировал меня, что он уже предпринял некоторые инициативы по вопросам ЛГБТ в Чечне с целью пролить свет на действия местных властей и урегулировать случаи, требующие особого внимания. Со своей стороны, я буду особенно внимательно следить за всем, что касается наших демократических ценностей», — пообещал Эмманюэль Макрон.
Незадолго до начала пресс-конференции стало известно, что в день визита Владимира Путина Франция приняла первого чеченского беженца-гея.
Не обошлось и без претензий в адрес ряда российских организаций. В частности, в ходе пресс-конференции на вопрос журналистки французской редакции телеканала RT о том, почему предвыборный штаб Макрона отказался аккредитовывать RT и Спутник, новый президент Франции призвал не путать СМИ и пропаганду.
«У меня образцовые отношения с иностранными журналистами, но с настоящими журналистами, — заметил французский президент. — Во время этой кампании Russia Today и Sputnik были органами влияния. Несколько раз они распространяли лживую информацию обо мне лично и о моей предвыборной кампании. Поэтому я решил, что им нет места в моей предвыборной кампании и в моем штабе. Все иностранные журналисты, включая российских журналистов, получали аккредитацию в моем штабе».
«Давайте скажем прямо и открыто: Russia Today и Sputnik не вели себя как СМИ и как журналисты, а как органы влияния, пропаганды, лживой пропаганды. Ни более, ни менее», — заявил Макрон. Его российский коллега на эти слова никак не отреагировал и со своей стороны добавлять ничего не стал.
У французских журналистов возник и вопрос о вмешательстве России в ход выборов во Франции и ряде других стран, в связи с активно педалируемой темой российских хакеров. «Что обсуждать? Я считаю, что предмета не существует, — заявил Владимир Путин. - Вы спросили: говорят, что, может быть, вмешивались российские хакеры. Уважаемый коллега, ну как можно комментировать такие вещи? Кто говорит? На основании чего говорит? Непонятно. Может быть, российские хакеры, а может быть, и нет».
Тем не менее, завершилось все на позитивной ноте. Французский лидер предложил создать франко-российский форум на подобие того, что уже существует между РФ и ФРГ. Новая организация, которую французский президент хочет назвать «Трианонским диалогом», должна объединить российских и французских деятелей культуры, ученых и мыслителей.
Свою встречу с Путиным, которая длилась чуть меньше трех часов, Макрон оценил «как в высшей степени прямую и откровенную». «Мы многое обсудили, но есть вещи, о которых я вам рассказывать не буду: таковы правила дипломатии», — объяснил французский лидер журналистам, после чего оба президента направились осматривать выставку в Большой Трианон.