Российская газета: Интервью с министром иностранных дел Италии

Российскому бизнесу, решившему попробовать свои силы на итальянском рынке, министр иностранных дел Италии Джулио Терци советует сконцентрировать внимание на энергетике, сфере услуг и производствах на базе наукоемких технологий.

Как в следующем году будут складываться экономические отношения между нашими странами? Не помешает ли нестабильность еврозоны? "Российская газета" попросила синьора Терци высказать свое мнение по этим вопросам, а также обозначить главные векторы экономического сотрудничества России и Италии.

Недавно посольство Италии выпустило специальный путеводитель для итальянских инвесторов в России. Если бы вам пришлось готовить такой справочник для российских инвесторов в Италии, на что бы вы обратили их внимание?

Джулио Терци убежден, что интеграцию невозможно повернуть назад. Фото:Сергей Савостьянов

Джулио Терци: Насколько мне известно, российское посольство в Риме уже работает над таким путеводителем. Я бы обратил внимание на наиболее важные и динамично развивающиеся отрасли, которые наше правительство считает приоритетными и которые взаимно дополняют экономики наших двух стран.

Это, конечно, энергетика, где у России и Италии сложились исключительно прочные отношения. Это транспорт, авиастроение, сектор услуг, где итальянские компании могут похвастать не только большим опытом строительства и управления инфраструктурными объектами, но и могли бы вместе с российскими предприятиями работать над чрезвычайно широким кругом инициатив. И не только на рынках наших стран, но и на мировом.

Во всех этих отраслях существуют прекрасные возможности для инвестиций. А мы очень заинтересованы в инвестициях из России - и не только в недвижимость, где их уже достаточно много, но и в широкий круг различных проектов. Итальянское правительство проделало огромную работу, чтобы повысить инвестиционную привлекательность страны. Это является политическим и экономическим приоритетом. Мы активно стараемся способствовать созданию новых предприятий, стартапов, которые занимаются высокими технологиями, благодаря фискальным послаблениям, которые были предусмотрены нашим законодательством.

Летом было подписано соглашение о создании совместного Фонда прямых инвестиций между итальянским банком Intesa и российским Газпромбанком. Можно ли уже говорить о каких-то конкретных проектах, которые будут профинансированы, по каким критериям проходит отбор?

Джулио Терци: Этот проект находится в начальной стадии. Уже есть российские и итальянские компании, которые могут получить кредиты из этого фонда. Речь идет о компаниях малого и среднего бизнеса, которые работают в сфере высоких технологий. Банк Intesa является пятым по объему кредитования средних и малых предприятий в России. И совместный проект с Газпромбанком особенно ценен тем, что оба банка - лидеры в этом секторе кредитования.

Наша страна заинтересована не только в поставках топлива надежным партнерам, но и в получении новых технологий, необходимых для развития энергосбережения. Что в этом смысле может предложить итальянская сторона?

Джулио Терци: Мы с огромным удовольствием участвовали в сварке первого стыка газопровода "Южный поток". Это основополагающий проект для Италии. Он чрезвычайно важен, поскольку прежде всего схема энергетического снабжения Италии основывается на газе. Во-вторых, мы стремимся диверсифицировать поставщиков энергии и пути энергоснабжения.

В реализации проекта проявляется прочность отношений с Россией в области энергетики благодаря партнерству с итальянской нефтегазовой компанией Eni. Для нас также чрезвычайно важно, что газопровод выходит на итальянскую территорию вблизи города Тарвизио. Необходимо приложить усилия, чтобы превратить Италию в крупнейший хаб по распределению энергии в средиземноморском пространстве. Это направление было утверждено в рамках национальной стратегии по энергетике, принятой правительством в начале декабря. И, конечно же, "Южный поток" позволит нам продвинуться в технологическом плане.

Говоря об энергосбережении, хотел бы отметить работу компании Enеl, которая является, по сути, первым международным интегрированным предприятием, которое работает в энергетической сфере России. Enеl не только участвует в распределении энергии, но и активно работает над модернизацией предприятий, производящих инфраструктуру, занимается энергоэффективными технологиями.

У нас есть совместное предприятие и в самолетостроении, например, по созданию Суперджета. Какие прорывы ожидаются на этом направлении?

Джулио Терци: Здесь также существуют перспективные проекты. "Суперджет" - это готовый конкурентоспособный разработанный продукт высоких технологий. Эта сфера представляет широкие возможности для успешной реализации богатого опыта, имеющегося у Италии и России.

А как будут развиваться совместные проекты по сельскому хозяйству?

Джулио Терци: Сельскохозяйственный сектор - та отрасль, которая представляет, пожалуй, наибольший потенциал для развития наших отношений. Итальянские компании в курсе стратегических планов российского руководства по повышению эффективности отрасли и достижению автономии в производстве продуктов питания.

И здесь очень перспективно выглядит создание совместных предприятий, направленных на внедрение итальянских технологий. Итальянское сельское хозяйство может похвастаться компаниями, которые являются лидерами в сельхозмашиностроении, и можно успешно развивать сотрудничество на всех уровнях цепочки производства продовольствия. Очень перспективна с точки зрения инновационного технологического подхода переработка отходов сельхозпроизводства с использованием биомассы для выработки электроэнергии.

Вы говорили также о возможном сотрудничестве в создании инфраструктуры...

Джулио Терци: Нам в первую очередь интересны высокоскоростные железные дороги. У Италии здесь тоже накоплен огромный опыт. Мы знаем, что в России активно развивается дорожная сеть по таким крупным направлениям, как север - юг: Санкт-Петербург - Краснодар, и запад - восток: Смоленск - Екатеринбург. И, безусловно, считаем, что такие дороги необходимо соединить с общеевропейскими коридорами. Возможности, которые создают эти проекты, являются чрезвычайно перспективными для итальянских компаний.

Кроме того, мы смотрим за подготовкой к чемпионату мира по футболу, к Олимпиаде в Сочи. Здесь тоже заключены значительные контракты с итальянскими предприятиями, которые работают в области связи, безопасности спортивных сооружений. Для нас также важно все, что касается развития туристической, курортной, гостиничной инфраструктуры, все, что окружает спортивные мероприятия и позволяет привлекать туристов. В этой сфере особый интерес российская сторона проявляет к обучению персонала гостиниц.

Развитие экономик наших стран будет зависеть в том числе и от внешних обстоятельств. Как вам видится ситуация в еврозоне? И есть ли вероятность, что некоторые страны покинут ее?

Джулио Терци: Итальянское правительство глубоко убеждено, что интеграцию невозможно повернуть назад. И прежде всего в еврозоне, которая укрепляется, как показывает динамика рынков. Я полагаю, мы постепенно направляемся к выходу из кризиса.

В этом направлении Италия доказала способность обеспечить фундаментальный вклад, осуществляя политику оздоровления и роста в соответствии с обязательствами, взятыми перед Европой, внесшими решающий вклад в обретение стабильности зоной евро и ликвидации риска выхода из нее каких-либо стран.

Многие экономисты говорят, что есть противоречия между сокращением дефицита бюджета и экономическим ростом... Первое гасит второе.

Джулио Терци: Опыт показывает обратное. Рост не должен питаться искусственно за счет безответственного использования государственных финансовых инструментов, он должен стимулироваться механизмами структурного типа, повышать производительность труда, развивать инновации, привлекать инвестиции. В то же время можно сделать более доступными кредиты, и тем самым вернуть доверие рынков.

Есть надежда, что следующий год в экономике Европы, а значит, и России, будет лучше?

Джулио Терци: Прогнозы указывают, что экономика ЕС вернется к росту в 2013 году.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?