Independent вводит плату за доступ к своему сайту. Как стало известно журналистам британской Guardian, их коллеги из Independent решили серьезно изменить дизайн своего сайта, а также ввести плату за доступ к нему. Впрочем, платить будут лишь иностранцы – для британцев доступ к Independent останется бесплатным.
В настоящее время из 16 млн уникальных посетителей сайта Independent в месяц примерно 40–50% – иностранные читатели. Уже с середины октября доступ к сайту для них частично закроется: это означает, что посетитель сможет ознакомиться с ограниченным числом материалов в месяц, когда же лимит будет превышен – придется платить. Сейчас по аналогичной модели работают британская Financial Times и американская New York Times.
Independent обещает предложить своим читателям только 20 бесплатных статей в месяц, безлимитный доступ ко всем материалам обойдется в 6,99 доллара ежемесячно. Пилотными рынками для обкатки платного доступа станут США и Канада.
Independent станет далеко не первой британской газетой, которая намерена зарабатывать на своем контенте. В прошлом году плату за полный доступ к сайту начала взимать газета Times, затем таблоид News of the World (который, впрочем, минувшим летом закрыли из-за скандала с прослушкой телефонов простых граждан).
Российские эксперты уверены, что тенденция перевода сайтов газет в платный режим продолжится и будет только усиливаться. «Другое дело – а готов ли платить за информацию читатель, если практически аналогичный контент можно получить в Интернете в открытом доступе?» – описывает проблему главный редактор интернет-издания «Частный корреспондент» и президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
«Честно признаюсь, я не читаю Independent, предпочитаю Guardian, но платить за доступ к Guardian я бы не стал», – заявил он журналу EUROMAG. Кстати, именно Guardian в свое время первой сделала свой сайт полностью бесплатным, увеличив число посетителей и начав зарабатывать на рекламе, напомнил Засурский.
«Чтобы люди платили за информацию, надо читателя провести сквозь бесплатный контент и заинтересовать его до такой степени, чтобы он заплатил. В этом плане больше выигрывают деловые издания, а не общественно-политические, так как бизнес-СМИ публикуют информацию о клиентах своей аудитории. За это готовы платить», – говорит эксперт.
Аналогичного мнения придерживается и экс-главный редактор журнала SmartMoney (издание сейчас закрыто) и экс-руководитель проекта Slon.ru Леонид Бершидский. «Каждый издатель мечтает ввести плату за доступ к сайту своей газеты, и многие будут это пробовать, но платить будут далеко не всем», – уверен он.
В качестве успешного примера Бершидский привел газету «Ведомости», которая с июля ввела плату за доступ к своему свежему номеру, но оставила бесплатным контент, созданный специально для сайта vedomosti.ru.
«Аналогичный шаг мог бы позволить себе и «Коммерсантъ». Эти издания могут предложить читателям действительно уникальный контент, который мало кто предложит. Однако полная закрытость сайта в России невозможна – потребитель хитер и халяву всегда найдет», – считает Бершидский.