Аппенцелль отметит 500-ю годовщину с момента вхождения в состав Швейцарской Конфедерации 17 декабря 2013 г. Однако швейцарский федеральный президент Ули Маурер уже заранее лично выразил свою особенную признательность жителям этого региона на северо-востоке Швейцарии.
«Гордясь родиной и собственными традициями, вы являетесь прекрасным примером огромного культурного своеобразия нашей страны», — заявил Ули Маурер во время одного из праздничных мероприятий. И в самом деле, для многих гостей «из-вне» этот регион Швейцарии представляется, скажем так, более чем своеобразным.
Кантон-матрешка
Аппенцелль — единственный регион, который полностью окружен другим кантоном (Санкт-Галлен). Внутри него полукантон Иннерроден (внутренний) также полностью окружен полукантоном Ауссерроден (внешним).
Разделение произошло по религиозным мотивам, и было исключительно мирным. Ставшее корневой частицей понятие «роде» («Rhode», а во множественном числе «Rhoden») обозначает «округ, полученный в результате вырубки леса». Деление на округа существовало в Аппенцелле уже в 14 в., хотя такое административное образование и не имеет официального статуса.
Во «внутреннем» полукантоне самая низкая численность населения во всей Швейцарии: всего лишь 15 500 жителей. «Внешний» полукантон насчитывал 53 660 жителей по состоянию на декабрь 2012 г.
Аппенцелль — единственный регион, куда не ходят поезда федеральной швейцарской транспортной компании «SBB CFF». Транспортное сообщение осуществляется здесь собственной железнодорожной компанией «Appenzeller Bahnen», и это тоже показатель жизнеспособности швейцарского федерализма.
Вместе с кантоном Гларус полукантон Аппенцелль-Внутренний является вторым субъектом федерации в Швейцарии, сохранившим традицию проводить «Ландсгемайнде» или «народное законодательное вече». Оно проходит раз в год, жители голосуют по кантональным вопросам, просто поднимая руки.
Будучи протестантским полукантоном, Аппенцелль-Ауссерроден сохранял Юлианский календарь вплоть до 1798 года, отказавшись от Григорианского календаря, введенного папой римским в 1582 году. В местечке Юрнаш до сих пор отмечают Новый год 13 января, согласно Юлианскому календарю. Аппенцелль может похвастаться также богатыми фольклорными традициями, как костюмными, так и музыкальными.
А еще местные жители часто становятся персонажами шуток и анекдотов (подобно чукчам в России или бельгийцам во Франции).
Один из них выглядит следующим образом: что делает житель Аппенцелля, если он опаздывает на поезд? Он садится на свой билет и, свесив ноги, ждет следующего. Впрочем, в Швейцарии слагают анекдоты о жителях почти всех кантонов.
Клише
Опрос общественного мнения, опубликованный в начале 2013 г. консалтинговой компанией «Campaignfit», показывает, что многие швейцарцы до сих пор считают жителей Аппенцелля — в особенности тех, кто живет в полукантоне Аппенцелль-Внутренний, — упрямыми и отсталыми.
Обоим полукантонам пока так и не удалось избавиться от имиджа, который они заслужили в результате своего долгого и упорного сопротивления планам предоставления избирательного права женщинам. Потребовалось вмешательство Федерального суда в Лозанне, и только тогда женщины полукантона Аппенцель-Внутренний получили в 1991 г. право избирать и быть избранными. Во втором полукантоне Аппенцелль — Внешний, с неизбежными переменами смирились чуть раньше в 1990 г.
Но мало кто из критиков сегодня помнит о том, что уже всего лишь четыре года спустя в полукантоне Аппенцель-Внешний, как и в кантоне Берн, доля женщин в правительстве была одной из самых высоких по всей Швейцарии. И кто помнит сегодня, что в 1990 г. Аппенцель-Внешний делегировал в федеральное правительство женщину (третий раз в истории Швейцарии), и стала ею ни кто иная, как знаменитая Рут Метцлер?
Сегодня пост ландаманна — главы правительства — полукантона Аппенцель-Внешний тоже занимает женщина по имени Марианна Коллер-Боль. «Может быть, тогда это женское политическое вторжение стало результатом такого весеннего пробуждения от вековой политической спячки и радости в связи с тем, что женщины наконец-то получили возможность участвовать в политической жизни. К сожалению, сегодня я отмечаю, что женщины больше не интересуются политикой в такой степени, как в те времена», — делится она с нами своим беспокойством.
Последний бастион ретроградов
Почему женщины так поздно получили тут права голоса? Марианна Коллер-Боль связывает этот феномен с силой и авторитетом местных традиций, а именно, с институтом народного вече («Landsgemeinde»), которое проходит здесь раз в год. Во время этого всеобщего собрания граждане мужского пола голосовали по важным политическим вопросам кантонального уровня, просто поднимая руку. «Избиратели-мужчины боялись утратить эту традицию в случае, если бы к ней подключились и женщины», — полагает Марианна Коллер-Боль.
Аппенцель-Внешний отказался от проведения «Ландсгемайнде» в 1997 г., а вот в кантоне Аппенцелль-Внутренний она проходит и сегодня, но уже при участии обоих полов. Швейцарский историк Йозеф Кюнг (Josef Küng), уроженец кантона Граубюнден, уже 40 лет живет в кантоне Аппенцелль-Внутренний. У него есть собственная теория, которая объясняет, почему две трети мужчин обоих полукантонов долгое время не признавали поправку к федеральной Конституции, дающую право голоса женщинам. «В эпоху быстрых социальных изменений они изо всех сил цеплялись за один из последних мужских бастионов», — предполагает он.
При этом было бы ошибкой называть эти полукантоны братьями-близнецами. Сотрудник архива кантона Аппенцелль-Внешний Петер Вичи (Peter Witschi) пояснил, что, несмотря на примерно сходные размеры территорий обоих полукантонов, здесь существует «громадная разница» в менталитетах, связанная, в том числе, и с религией. Йозеф Кюнг согласен: «Протестантский дух стимулировал в Ауссерродене развитие промышленности и торговли. Регион стал более космополитичным, хотя консервативные убеждения сильны в нем и сегодня».
Разница менталитетов
Разделение кантона Аппенцель в 1597 г. на два полукантона имело под собой религиозную подоплеку. Аппенцелль-Внутренний принял сторону католичества, а все те, кто был согласен с идеями Реформации, составили кантон Аппенцелль-Внешний. В отличие от многих других регионов в Европе этот раздел прошел мирно и по-демократически, каждый прихожанин получил возможность решить, к какой религии он принадлежит. Несогласные с верой своего полукантона получили возможность переехать.
Текстильная промышленность в Ауссерродене существовала еще в 16 веке. Вначале отсюда экспортировали ткани по всей Европе, а позже, к середине 19 века, и по всему миру. Иннерроден же был сельским полукантоном. Отсюда экспортировали молочную продукцию, но недалеко, только в регион Боденского озера. Петер Вичи подчеркивает, что последствия разделения шли по нарастающей.
Возможное объединение?
Полукантоны связаны несомненными общими традициями. Но в этом юбилейном году даже традиции сделались более современными и коспомолитичными. «За последние 20-30 лет оба полукантона заметно сблизились друг с другом», — поясняет Рут Корминбёф, депутат парламента кантона Аппенцелль-Внутренний.
Можно ли представить себе объединение двух полукантонов в более или менее обозримом будущем? Согласно последней статье «Грамоты о разделении кантонов», датирующейся 1597 годом, «это разделение должно продолжаться исключительно, пока обе стороны этого желают. Они свободны объединиться в любой момент».Ханспетер Кнёпфель, вице-президент совета общины Рютё в кантоне Аппенцелль-Внутренний, не имел бы ничего против объединения полукантонов. Сам он вырос в Аппенцелле-Внешнем, — «в ту эпоху, когда мы не имели ничего общего с другим полукантоном», — но после женитьбы он переехал жить «внутрь». Впрочем, и он сомневается в том, что такой союз нужен и возможен.
«Я не думаю, что объединение полукантонов действительно необходимо. Возможно, нам следовало бы использовать некоторые наши общие стороны и преимущества, которые, объединяясь, дают сильный положительный эффект. Но мы это и так уже делаем. Ясно, что у нас было бы больше веса по отношению ко всей остальной Швейцарии, объединись мы в один кантон. Но это единственное преимущество, которое я здесь вижу. Мы неплохо сосуществуем и в качестве добрых соседей».