Спасительный маяк на краю земли

Португалия всегда была страной мореплавателей. И здесь очень хорошо осознавали важность правильной навигации в открытом море. Чтобы облегчить навигацию для португальских мореплавателей, премьер-министр страны принял решение начать строительство шести маяков на западном берегу Португалии. Одним из первых, в 1772 году, был возведен маяк на мысе Рока. Спустя 239 лет сюда отправился наш корреспондент Алексей Самойлович.

Португалия всегда была страной мореплавателей. Из порта Лиссабона выходили корабли, которые завоевывали мир, открывали новые земли. В XV веке португальский инфант Энрике, вошедший в историю как Генрих Мореплаватель, раз за разом отправлял корабли первооткрывателей на юг, в поисках южного пути в Индию. Мореходы отвоевывали милю за милей, доплывали до новой точки пространства, создавали там опорную базу и возвращались домой, передавая карты и навигационную информацию своим последователям. Следующий мореход плыл дальше, еще и еще дальше. Сначала они пересекли экватор, а потом дошли и до мыса Доброй Надежды.

Уже давно умер Генрих Мореплаватель, но его преемники продолжали дело освоения моря. Магеллан, который родился в Португалии, но продал свои таланты испанской короне, впервые обогнул планету. Когда португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш смог пройти мысом Доброй Надежды и обогнуть Африку с юга, это стало колоссальным прорывом в морском деле того времени. Васко да Гама закончил начатое, успешно достигнув берегов Индии.

Именно португальские мореплаватели открыли Гоа, в котором сейчас отдыхает столько российских туристов-дауншифтеров. Там очень сильно влияние португальской архитектуры, стоят христианские храмы, и в этом заслуга португальских мореплавателей. Португальцы открыли Бразилию, Австралию и Калифорнию. Португалец Фернан Мендеш Пинту в составе группы европейских моряков первым достиг Японии, после чего португальский язык обогатил культуру Японии, а Пинту привез дары и знания Востока европейцам.

Все эти морские исследования происходили в XV–XVII веках. Навигация в те времена была очень трудным делом: не зря ведь Колумб открыл Америку, когда искал морской путь в Индию! Это прекрасный показатель несовершенства навигации того периода. И Колумб не одинок. Точно так же португальский капитан Педро де Барселуш открыл канадский полуостров Лабрадор, хотя плыл в Индию. Навигация находилась в зачаточном состоянии, ориентирование в море было сложнейшей наукой, и найти дорогу обратно в порт и не потеряться было непростой задачей. Вспомните легенду о «Летучем Голландце» – о корабле, который плывет сквозь океан, на нем нет капитана и нет матросов, есть только скелеты. Это даже не легенда, это суровая правда того времени: команды, не в силах найти путь домой или погибая от чумы, вымирали полностью и их корабль носился по воле волн, неся на борту лишь остовы, но не живых людей.

Португальцы очень хорошо осознавали важность правильной навигации в открытом море. Они всегда были новаторами в своем деле, не зря же колонии Португалии в то время занимали полмира, одно время их было даже больше, чем испанских и английских. В 1758 году премьер-министр маркиз де Помбал принял решение и посоветовал министерству финансов начать строительство шести маяков на западном берегу Португалии, чтобы облегчить навигацию для португальских мореплавателей. Это строительство началось, и одним из первых, в 1772 году, был возведен маяк на мысе Рока – третий маяк в Португалии, но первый построенный с нуля, а не в уже имеющемся здании.

Маяк не случайно был построен именно здесь. Мыс Рока – самая западная точка Евразии. Когда на мысе Рока туман или сильный дождь, кажется, что ты действительно находишься на краю земли, дальше которого нет ничего. Только край земного диска, который стоит на трех слонах или огромной черепахе.

Мыс возвышается над уровнем моря на 143 метра. Учитывая высоту маяка (22 метра), получается, что луч светит с высоты 165 метров. Это немало, и свет маяка видно за много десятков километров. Маяк на мысе Рока был одним из первых при ориентировании для входа в порт Лиссабона, поэтому он имел колоссальное значение для торгового сообщения, которое в то время было очень оживленным. Сигнал маяка на мысе Рока – так называемый relampagos, то есть прерывистый свет, как пунктирная линия. Так не сигналил ни один из ближайших маяков, только Cabo Mondego на севере страны, Cabo de São Vicent на самом юго-западном мысе и Vila Real de Santo António на юго-востоке. Так мыс Рока узнавали все моряки, которые проходили на траверзе мыса.

Изначально источником света на маяке служили масляные лампы, которые светили не очень сильно, но благодаря системе призм луч собирался в тонкий пучок, яркость увеличивалась и свет бил направленно вперед. Поскольку яркость масляных ламп была не очень высока, маяк претерпевал постоянное переоснащение, его старались сделать лучше, ярче. В 1843-м маяк был оборудован шестнадцатью лампами Аргана, эта конструкция давала свет силой в шесть или даже в десять свечей. Яркость достигалась особой системой сгорания топлива, а для фокусировки света использовались параболические отражатели. Это было очень передовое по тем временам оборудование. Конечно, с течением времени оно продолжало совершенствоваться и в 1897 году было заменено на лампу накаливания мощностью 3000 Вт. Это немало: обычно на маяках того периода использовались 1000-ваттные светильники.

Давайте посмотрим на карту маяков Португалии 1927 года. На ней отчетливо видно, насколько сильным был свет с мыса Рока: радиус его действия чуть ли не втрое больше, чем у ближайших к нему маяков.

И в наши дни маяк на мысе Рока действует и посылает свои сигналы мореходам. Вы спросите: «Зачем? Ведь у моряков давно есть GPS, люди ориентируются по спутникам!» Дело в том, что далеко не на всех судах есть GPS. Кроме того, если судно прокладывает курс по морской карте, оно обязательно ориентируется на маяки, поэтому их важность осталась такой же большой, как и раньше. Есть и большие, и маленькие суда, которые не оборудованы GPS, и маяки служат ориентиром не только для рыбацких судов, но и для стратегически важных военных кораблей.

Профессия смотрителя маяка во все века была важной и достаточно сложной. Как правило, смотрителями становились бывшие моряки. В современных требованиях к профессии смотрителя маяка указано, что он должен хорошо знать морское дело и судовождение, ориентирование, способы прокладки курса, метеорологию, в совершенстве знать техническое оборудование маяка, – достаточно обширные знания. Тем не менее многие маяки сейчас управляются автоматикой, которая в нужный момент включает и выключает свет. Маяк мыса Рока – ключ к навигации у побережья Португалии, поэтому на нем работает настоящий смотритель, один из немногих в Португалии. К сожалению, сейчас маяк на мысе Рока, как и подавляющее большинство маяков Португалии, закрыт для посещения туристов и журналистов. Для интересующихся создан музей маячного дела на первом этаже маяковой башни Farol de Santa Marta в Кашкайше. Экскурсовод расскажет вам об истории португальских маяков, покажет экспонаты. Их немного, но они весьма наглядные. Здесь есть устройства для подачи топлива в масляные горелки, карты, схемы, сигналы маяков. Хорошо представлены системы призм, через которые маяки посылали свой свет: от размеров крупного арбуза до гигантского устройства высотой 3,7 метра, которое могло светить на расстояние в 70 километров. Подобная система призм установлена и на маяке мыса Рока.

Нужно отметить, что маяк на мысе Рока сейчас – это не только важнейший, ключевой маяк западного побережья и не только самая западная точка Евразии, но и одно из самых популярных туристических мест Португалии. Сюда приезжают туристы из всех стран мира, здесь можно услышать японскую, китайскую или русскую речь. Очень часто приезжают местные жители: они любят мыс Рока, едут сюда на машинах и на автобусах. С мыса открывается потрясающий вид на Атлантику, и тот, кто приезжает сюда с чистыми намерениями, с открытой душой, навсегда оставит здесь кусочек своего сердца.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?