Светлана Никифорова, директор Торгпредства Андалузии в России

«С нашей помощью хамон был введен на российский рынок в самом широком масштабе, и теперь его можно найти практически в каждом сетевом магазине».

Светлана, расскажите о Вашей деятельности? Вы в большей степени представляете андалузские компании на российском рынке или же помогаете и российским компаниям выйти на рынок юга Испании?

Наша основная задача – помощь андалузским компаниям в поиске импортеров в России, то есть главная идея продать товар или услугу Андалузии, компании, зарегистрированной именно в этом регионе, в России. Мы организовываем им выставки, отвечаем на их вопросы, делаем обзоры рынков и, соответственно, знакомим их с российской стороной.

Также российские компании, которые хотят найти себе поставщика в Андалузии, имеют право получить у нас информацию совершенно бесплатно. Мы проводим много миссий, но все они направлены на поиск и нахождение поставщика на юге Испании, а не продажу российских товаров в Андалузии.

А что такое миссия?

Миссии бывают прямые и обратные. При обратной мы собираем российскую группу из определенного сектора, – например, импортеров продуктов питания – и отправляем в Испанию. Обычно это приурочено к какому-либо событию – выставке, например. Андалузия приглашает импортеров из разных стран, в том числе из тех, где нет торговых представительств. Также во время миссии мы организовываем поездки на предприятия или хозяйства, например, хамонное, где можно посмотреть, как живут свинки.

Что еще Вы можете назвать основными аспектами вашей работы?

Помимо миссий мы издаем книги, буклеты, например по андалузской кухне. Регулярно мы проводим промоушн-компании, в основном посвященные продуктам питания.

С 2008 года мы стали организовывать свои мероприятия – Гастрономические салоны, семинары. Как-то мы проводили мероприятие в области моды – показ андалузских мод в салоне Вячеслава Зайцева.

Недавно у нас открылся новый проект по привлечению иностранных инвестиций в регион. Чтобы привлечь российских инвесторов на юг Испании, мы предоставляем всю информацию – как открыть компанию, какой деятельностью лучше заняться, предоставляем всю информацию по законодательству. Также мы предлагаем конкретную помощь по найму персонала, аренде помещения и его оборудованию. До недавнего времени в Андалузии были очень выгодные программы кредитования, но из-за тяжелой экономической ситуации правительство вынуждено было их на некоторое время приостановить. Но мы надеемся, что это временное явление.

У нас 21 офис в 19 странах, но не все занимаются привлечением инвестиций, а только офисы в странах-потенциальных инвесторах.

Россия является потенциальными инвесторами для Андалузии?

Да, но Россия стоит, как говорится, во второй обойме, то есть она не самая приоритетная страна. В первую очередь, ставка делается на Китай и некоторые европейские страны – Великобританию, Германию.

Расскажите, какие именно бренды Вы представляете?

Мы не представляем никакие марки конкретно. Любая компания, зарегистрированная в Андалузии, имеет право получить у нас информацию. Компании, с которыми мы работаем, все время меняются.

А какие товары и услуги может предложить Андалузия миру и, в частности, России?

Традиционно, Андалузия считалась сельскохозяйственным регионом, но это уже не так. Тем не менее, имидж у нее такой и остался. Тем более, что 60% компаний, которые работают на российском рынке, из продуктового сектора. Из продуктов питания Андалузия предлагает, прежде всего, оливки, оливковое масло, хамон и херес.

Что касается оливок, то спрос огромен. К нам все время обращаются с просьбой найти поставщиков, причем запросы совершенно конкретные – размер оливок, дизайн упаковки, ее объем.

Оливковое масло – это более сложный продукт, так как еще нет традиции его потребления в России. Мы в основном используем подсолнечное. Тем не менее, потребление потихонечку растет. Хорошо, что Россия отошла от ситуации 15-летней давности, когда оливковое масло употребляли как лекарство, по ложечке в день.

Что касается хамона, то я им очень горда! Еще лет восемь назад он был малодоступен, его сложно было найти в магазинах, и люди заказывали хамон по интернету, причем в красивой упаковке, с ножом и перчатками, чтобы подарить все это на юбилей большому боссу. То есть воспринималось все это так. Но с нашей помощью хамон был введен на российский рынок в самом широком масштабе, и теперь его можно найти практически в каждом сетевом магазине.

С хересом другая история: в России после революции 1917 года у нас практически исчезли хересы. Потом начали выпускать эрзац, который назывался «Херес», откуда-то из Крыма. Это, конечно же, было абсолютно незаконно, но Советская Россия не признавала в то время деноминацию происхождения и могла назвать все, что угодно, шампанским, хересом и коньяком.

И это сыграло против хереса и его имиджа, в принципе, потому что у всех сложилось мнение о хересе, как об очень сладком, дешевом и некачественном напитке, который пьют местные алкоголики. Хотя херес очень дорогой продукт, который пьют маленькими дозами, более того, херес не обязательно сладкий. Его линейка начинается с сухих вин и заканчивается сладкими.

Сейчас ситуация меняется, хереса потребляется все больше и больше, и по результатам прошлого года его импорт увеличился в 10 раз. Таких объемов не было никогда. Видимо, россияне распробовали херес и поняли, что это интересный напиток, как еще объяснить это, я не знаю.

Что же кроме продуктов питания?

На втором месте стоит оборудование – станки, машины. Это и понятно, потому что в России практически не производится оборудование. Так что спрос на него очень большой. Причем оборудование любого рода: станки по упаковке, строительное оборудование, кондиционеры для автобуса, установки для заморозки.

Пользуются спросом лифты. Сейчас много российских учреждений оборудовано испанскими лифтами. Еще пользуются популярностью домашний текстиль, отделочные материалы и мебель, в общем, все для дома. Раньше юг Испании поставлял много дешевой мебели, но времена изменились: сильно повысились ввозные пошлины, стало совсем невыгодно привозить дешевую мебель. Сейчас Испания поставляет только мебель высокого качества категории люкс.

Обувь и кожгалантерея не находит большого спроса в России по организационным причинам: в Андалузии  в этом секторе в основном маленькие мастерские и мало больших компаний, так что они не могут предоставить продукцию в нужном объеме, не разрабатывают сезонные коллекции. Много производится одежды, в том числе и свадебной, но так как она почти всегда имеет национальные элементы, в России андалузская одежда с трудом находит своего покупателя.

Еще мы активно занимаемся продвижением культурной продукции, то есть концертов, театральных постановок. Чаще всего это фламенко, но бывают и театральные спектакли.

А что касается недвижимости в Испании?

Россияне считаются четвертой нацией, которая приобретает недвижимость в Андалузии. На первом месте стоят англичане, на втором – немцы, на третьем французы. Так что Россия считается приоритетной страной.

Еще один важный сектор нашей деятельности – образование. Чаще всего, это курсы испанского языка, но бывают и курсы фламенко, или совместные – язык и фламенко, язык и испанская кухня, язык и гольф. Высшим образованием мы пока не занимались.

Кроме Москвы, на какие еще города России Вы ориентируетесь? Или столицей все и ограничивается?

Если компания выходит на российский рынок в первый раз, то это только Москва. Если компания уже присутствует в России, второй город всегда Санкт-Петербург. Если компания давно на рынке, у нее хорошо идут дела, она может заинтересоваться и другими регионами, как это было недавно с одним крупным производителем детской одежды. Они давно уже работают в Москве и Санкт-Петербурге, а теперь их заинтересовал Краснодарский край и, как ни странно, Хабаровский край. На самом деле это первая компания, которая решила пойти так далеко.

Непопулярность регионов не в том, что испанцам неинтересно туда идти, а в том, что когда компании просят не ограничиваться Москвой, они просто вынуждены ограничиваться ей. Начиная обзванивать регионы, выясняется, что они все покупают в Москве. Поэтому хочешь, не хочешь, все равно оказываешься в Москве и Петербурге. Только недавно я заметила тенденцию, что Новосибирск, Екатеринбург начинают сами импортировать.

А с какими трудностями сталкиваетесь чаще всего, и на что жалуются испанцы?

Они редко жалуются. Вы знаете, испанцы и русские во многом похожи. Например, обменялись российская и испанская стороны контактами, проявили обоюдный интерес. Потом разъехались по домам, и что они делают дальше? Андалузцы пишут письмо и… не получают никакого ответа. Они в растерянности, не знают, что делать и на этом очень часто все заканчивается.

То же самое происходит и с российской стороной. Дело все в том, что у одной и другой нации в голове сидит мысль: если не забрасывают письмами, значит нет большого интереса. При этом и те, и другие стесняются писать по 10 раз. Вот это очень часто встречается.

Я всегда говорю андалузцам: в России можно продать все, что угодно, даже то, что Россия сама производит, но для этого необходимо всегда быть на связи и мгновенно отвечать на письма. Нужно высылать все вовремя, звонить российскому партнеру и даже надоедать, только тогда все получится. Недаром, те андалузские компании, которые взяли на работу русскоговорящего сотрудника, успешно работают в России. Так что основная проблема – организационная.

Конечно, Россия сложная страна, здесь огромные ввозные пошлины. Сейчас мы вступили в ВТО, и все ожидают каких-то изменений, но их, судя по всему, в ближайшие три года не будет. Еще одна сложность – законодательство по сертификации. Все, что поставляется в Россию, нужно сертифицировать, а это большие деньги.

А чем они довольны и что нравится, работая в России?

Во-первых, нравится то, что Россия большой рынок с большой покупательской способностью. Даже при том, что испанцы ограничиваются крупными городами, это и так большой рынок. Тем более, здесь хорошо продаются продукты питания и люксовые вещи.

Чем отличается работа в России и  Европе?

О чем речь, Европа – это, конечно, разные страны, но таможенное законодательство-то одно. Поэтому экспорт во Францию это никакой не экспорт.  Его можно сравнить с поставкой сырков из Москвы в Тулу – загрузил, отправил. В Европе клиентами могут стать все, любой маленький магазинчик может что-то заказать без проблем. Поэтому в Европе клиентура очень широкая. Например, в Торгпредстве Португалии был запрос: маленький магазинчик заказал машину яиц! Это же явно не наш случай. Так что в Европе намного проще.

Отличия еще и в самих секторах: то, что хорошо продается в России, не продается в Европе. Те же испанские станки, которые совсем не пользуются спросом в Европе.

А что нужно Европе?

Европа это, прежде всего, продукты питания, все что связано с интенсивным земледелием – теплицы и тепличное оборудование, системы полива и климатизации. Большой популярностью пользуется одежда, обувь и кожгалантерея. Европейцы могут себе позволить работать по-другому: приехать, собрать в мешок кошельки и поехать домой продавать в своем магазинчике. В России все серьезнее: нужен обязательно каталог с коллекцией этого года, прогнозы на производство следующих коллекций и т.д.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?