Банкротство туроператоров чаще всего заканчивается плачевно для их клиентов, так как представители компании, обычно, просто отказываются выполнять свои обязанности, бросая людей на отдыхе с неоплаченными билетами и отелями.
Волна банкротств, прокатившаяся в туристическом бизнесе России за последние месяцы, вынудила власти страны и представители туриндустрии пойти на ряд мер по снижению рисков для клиентов.
Так, представители Ассоциации туроператоров России (АТОР) и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) уже предложили создать фонд, направленный на эвакуацию туристов, который будет пополняться их же средствами.
«Участники рабочей группы предлагают создать фонд, который будет пополняться, например, самими гражданами. Пошлина может взиматься при получении загранпаспорта. Этот фонд будет тратиться на эвакуацию граждан в случае военных действий, цунами и прочих катаклизмов. Этот фонд также можно будет, например, использовать при недостаточности фонда «Турпомощи» или в случае банкротства авиакомпании», — говорится в сообщении на сайте АТОР.
Кроме того, туроператоры и страховщики предложили увеличить емкость фонда «Турпомощи» до 500 млн рублей, что позволяет вывезти 50-70 тыс туристов единовременно. В настоящий момент фонд объединения составляет 370 млн рублей.
Также они предложили наделить Ростуризм функцией контроля и мониторинга туроператоров, отмечает РИА Новости.
Коммерческий директор проекта DaTravel.com Елена Борисова прокомментировала журналу EUROMAG эту инициативу представителей туриндустрии.
«Предложение создать фонд по эвакуации туристов, финансирующийся за счёт личных средств выезжающих заграницу, вызывает сомнения. Турист будет вынужден платить дважды за оказание одной и той же услуги», - отметила эксперт.
По её словам, россияне будут вынуждены платить за то, на что по закону уже идут их налоги.
«Существует система налоговых отчислений, позволяющая содержать аппарат чиновников и полицию, функция которых – контроль за деятельностью предпринимателей, в этом конкретном случае - в том числе за партнерами и поставщиками (страховые компании, аудиторы) в сфере туристического бизнеса», - добавила Елена Борисова.
«Если провести параллель со сферой торговли, то получается, что покупатель, приобретая товар, должен дополнительно внести средства на случай, если он отравится купленным в магазине товаром. Не считая той суммы, которую покупатель тратит на уплату налогов, чтобы обеспечить заработные платы чиновников и медстрахование», - пояснила специалист.
Помимо этого нововведения, Ростуризм и Минкомсвязь предложили сделать упор на развитие внутреннего туризма, создав национальную систему бронирования гостиничных и туристических услуг. По функционалу система может напоминать один из популярных в мире интернет-ресурсов бронирования отелей — Booking.com.
Цель национальной системы — это продвижение малоизвестных региональных санаториев и пансионатов.
Также, замминистра культуры Алла Манилова сообщила, что планируется ввести электронные путевки. Новая система предполагает наличие в электронной почте каждого туриста не ваучера, который эксперты называют бесполезным фантиком, а подтверждения покупки тура.
Он включает финансовые документы на авиаперелет и проживание в гостинице. Сейчас такой механизм, в частности, работает на авиационном рынке. Данные о продажах билетов постоянно обновляются в режиме онлайн, а пассажиру, купившему билет по интернету, приходит маршрутная квитанция по электронной почте.
«Роль государства - создавать благоприятные условия для функционирования и развития бизнеса, т.е. ситуацию, когда люди самостоятельно придумывают идеи и реализуют их, в том числе это относится и к сервисам онлайн бронирования туров, - считает Елена Борисова, - В случае, если государство занимает позицию предпринимателя, становится очевидно, что основные его обязанности по обеспечению правильного функционирования рынка отходят на второй план и оно начинает конкурировать с теми, кого должно защищать и развивать».
Эксперт отметила, что не очень понимает цель данного проекта с точки зрения развития рынка, так как без качественной инфраструктуры на местах, никакое продвижение «малоизвестным региональным санаториям» не поможет.
«Какие потребности рынка закроет государственная платформа, которая будет скопирована с рыночных успешных проектов? С какой целью государство стремится внедрить в рыночную систему маленькие малоизвестные санатории? Ведь при наличии у них хорошего сервиса, продукта и желания они и так будут востребованы на уже существующих туристических площадках», - пояснила коммерческий директор проекта DaTravel.com. -Если нет - то зачем им эта инъекция адреналина?».
«Многие из таких санаториев/баз отдыха отсутствуют в действующих онлайн сервисах по бронированию отелей не потому, что их не пускают, а потому, что не готовы в принципе тратить свои усилия на поддержание актуальной информации по ценам и свободным номерам, развивать продукт», - добавила эксперт.
«Что касается электронных путевок, то не совсем ясно указана суть документа, подтверждающего покупку тура. Не имеет значения электронный или бумажный носитель выполняет эту функцию, если за ним нет подтвержденного тура, то заказчик все равно получит «пустышку», - резюмировала Елена Борисова.