Возвращение Гентского Алтаря

После четырех лет реставрационных работ наружные панели знаменитого Гентского алтаря работы Яна ван Эйка вернулись в Собор Святого Бавона в Генте. В ходе восстановления ученые совершили ряд удивительных открытий, и теперь алтарь стал намного ближе к первоначальному виду, каким его создал великий художник эпохи Возрождения.

В октябре 2012 года Исследовательского института KIK-IRPA в Бельгии приступил к реставрации знаменитой работы фламандского художника Яна ван Эйка –  Гентского алтаря. Сейчас наружные панели полностью отреставрированы и снова готовы предстать перед посетителями Собора Святого Бавона в Генте. 

Полиптих поражает грандиозностью размера и замысла: он состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур, достигающих в высоту три с половиной метра. По обнаруженной в XIX веке надписи стало известно, что альтарь был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончен в 1432 году его братом Яном, «вторым в искусстве», как скромно себя нарек сам Ян. Этот великолепный алтарь размером 4,40 х 3,40 м считается одним из величайших сокровищ в мире искусства.

Ян ван Эйк был новатором и одним из самых влиятельных художников эпохи раннего Возрождения. Художник в числе первых мастерски овладел техникой масляной живописи, что породило  миф, будто именно он изобрел масляную живопись.

Реставрация алтаря осуществляется в несколько этапов в специальной студии в Гентском музее изящных искусств. В ней установлена стеклянная стена, позволяющая посетителям наблюдать за ходом ведения работ.

Первоначально рестораторы Гентского алтаря только планировали удалить относительно новую ретушь и окисленный современный лак, а также закрепить подлинные слои краски. Однако в ходе работ обнаружили, что под более поздним «подкрашиванием» (датируется 16-17 веком) был еще один слой, о существовании которого ничего не было известно в течение нескольких столетий. Это означает, что более 400 лет люди даже не догадывались, насколько качественна техника исполнения Гентского алтаря.

К счастью оказалось, что подлинник, который был скрыт под слоями краски, сохранился в хорошем состоянии .

«Мы стали свидетелями очень редкого события - возрождения произведения искусства спустя почти 600 лет после его создания (1432 год). Панели алтаря теперь гораздо ближе к своему первоначальному внешнему виду, и на них видны новые иконографические элементы. В ходе реставрации нам открылась прекрасная техника живописи братьев ван Эйк, в которой прослеживается их несравнимая манера наблюдения и четкое понимание взаимосвязи между светом и материалом, что позволило им создать уникальную иллюзию трехмерности на плоской поверхности. Цвета, детали, складки и их глубина, выявленные в процессе реставрации, отличаются высоким качеством и полностью характеризуют стиль ван Эйка», - прокомментировал руководитель проекта реставрационных работ Барт Деволдер.

После неожиданного открытия прошло четыре года, и теперь отреставрированные наружные панели Гентского алтаря снова находятся в соборе Святого Бавона. Остальные панели, как ожидается, будут отреставрированы в 2019 году и тоже вернутся в собор.

В течение всего периода реставрационных работ в гентском музее Caermersklooster проходит выставка «Тайны Гентского алтаря». Выставка охватывает почти 6-вековую историю панелей алтаря. Наряду с постоянной работает и временная экспозиция, посвященная конкретным темам. Например, сейчас проходит временная выставка «Тайны реставрации. Наружные панели Гентского алтаря», которая рассказывает о предыдущих этапах реставрационных работ. Для посетителей подготовлено видео с проекцией панелей в натуральную величину, оно длится всего несколько минут, но охватывает 4 года реставрационных работ. Выставка продлится до 28 мая 2017 года.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?