10 очков Гриффиндору

Британское школьное образование – так же, как и университетское – считается одним из лучших в мире. Школы, работающие по такой системе, сейчас можно найти не только  в самой Великобритании, но и в других странах. Юлия Никонова, директор школы английского языка Windsor рассказывает, что, несмотря на магию, у знаменитого Хогвартса намного больше общего с настоящей школой, чем вы думали.

«Маховик времени»

В Великобритании дети не только начинают учиться раньше, чем российские, но и проводят в школе больше часов. Школьный день начинается в 9 и заканчивается около 15.30. У английских школьников есть часовой перерыв на обед, и  ещё один-два перерыва отводятся на отдых – перемены, по 15 минут. То есть, сами уроки оказываются намного длиннее, чем у нас – по 1,5-2 часа.  Но при этом, домашних заданий задают очень мало – что, безусловно, снижает нагрузку на учеников и родителей.

В течение двух часов в классе дети  не устают и не скучают – так как подход к обучению демонстрируется иной.  Дети не сидят за партами все время – они могут посидеть или полежать на подушках, а время, отведенное на индивидуальное  чтение – вообще провести, как душе угодно, даже залезть с книжкой  в шкаф или под стол. Кому как удобнее.

Что важнее и сложнее?

Основной акцент делается на развитие детей,  а не на меморизацию фактов и заучивание информации. Детей часто вовлекают в творческие задания или интересные размышления, заставляют думать и формировать свою точку зрения, аргументировать ее. Например, подумать каким животным я бы хотел быть (кошкой или собакой), или сколько я хочу, чтобы мне было сейчас лет – при этом нужно обязательно  обосновать почему.

Также, в английской системе образования существует междисциплинарный подход к обучению: когда тема, изучаемая на одном предмете, распространяется и на другие. Например, ученики шестого класса (примерно соответствует четвёртому классу школы в России) изучают на уроке истории Вторую мировую войну, на литературе знакомятся с произведениями о ней, на уроках технологии мастерят модели самолетов того времени, на рисовании – рисуют иллюстрации, а на английском – пишут репортажи на военную тематику.

Кроме того, подход к ученикам во многом индивидуален, дается право выбора задания по степени сложности. Например, на уроке математики ученик может присоединиться к группам по сложности: «Spicy – 1» сложность, «Hot – 2» сложность,  или «Seriously Hot – 3» сложность.  Уровень заданий может быть рекомендован учителем – исходя из ранее выполненных работ.

Так сколько же, все-таки, очков?

Ввиду большого количества творческих и нестандартных заданий возникает следующий вопрос: а как же тогда оценивается успеваемость?

В российском понимании – в английской начальной школе оценок нет вовсе.  Они не ставятся за  задания, нет четвертных или итоговых. В школах отсутствуют такие понятия, как «дневник» или «классный журнал». Два-три раза в год – учитель пишет отчет об успеваемости каждого ученика и отправляет родителям. Сам механизм оценки ежедневных результатов учеников выбирается школой самостоятельно.  

Один из них – это оценка учителем достижения целей, поставленных в начале работы: учитель обозначает зеленым цветом – завершённую задачу, жёлтым – выполненную частично, красным – цель, которая не была достигнута. Также, учителем даются и комментарии: что ученику удалось выполнить хорошо, а над чем ещё нужно поработать. Но самое важное, что работу, прежде всего, оценивает сам ученик, а иногда – сосед по парте.

Другим механизмом обратной связи и поощрения детей  является система факультетов  («Houses»), которая существует в английских школах с давних времен. Тут-то и вспоминаются книги и фильмы о Гарри Поттере, где эта традиция показана очень наглядно.

Баллы четырёх факультетов

Итак, дети всех классов поделены на 4 факультета таким образом, что на каждом году обучения в одном классе представлены все факультеты – и каждый студент зарабатывает очки именно для своего («10 очков Гриффиндору!» - да-да, именно так!).  

Кроме командного соревнования – есть еще личное первенство. По итогам месяца определяется лучший факультет и лучший ученик (то есть тот, кто набрал наибольшее количество баллов внутри каждого факультета).

Дальше – самое интересное: учителя не фиксируют очки каждого ученика – это делают сами учащиеся в специальную тетрадь. В конце месяца ученики диктуют каждый свои баллы, а учитель подводит общий итог.  То есть,  все – на совести самих учеников. Тем самым англичане воспитывают в детях честность и ответственность.

Очки даются за выполнение задания, помощь однокласснику или учителю, участие в спортивной  и культмассовой жизни школы. Очки могут и сниматься – за дисциплинарные нарушения или  невыполненную домашнюю работу.

Английская школа вообще отличается достаточно строгой дисциплиной. Кроме снятия баллов, существует также система «detention». И снова за объяснением можно обратиться к «Гарри Поттеру». В современной английской школе – «detention», конечно, не такое суровое, как в волшебной школе Хогвартс или английских школах прошлых столетий, но лишить перемены за плохое поведение на уроке или непрочитанную дома книжку – вполне могут.

В общем и целом: английская младшая и средняя система школьного образования серьезно отличается от российской, и оказаться нашему соотечественнику в школе «а-ля Хогвартс» – опыт крайне интересный и полезный.  

В частные британские школы существует конкурс, как в университеты, и хорошие знания английского языка сыграют большую роль при поступлении и адаптации. Изучение английского с носителями языка и создание языковой среды для вашего ребенка в России – позволит ему овладеть английским легко и естественно, как это свойственно британским детям. 


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?