Кризис - время вкладывать в себя

Ректор российского представительства Стокгольмской Школы Экономики Андерш Лильенберг рассказал EUROMAG, почему кризис - лучшее время вкладывать в себя, что работать в России не страшно, и можно ли научиться быть лидером.

Стокгольмской Школе Экономики уже более ста лет, и она уже много лет входит в рейтинг лучших бизнес-школ международного издания Financial Times.

Андерш Лильенберг родился в Швеция, степени магистра и доктора получил в Стокгольмской Школе Экономики. Несколько лет он проработал как приглашенный научный сотрудник в Университете Нью-Йорка и Университете Калифорнии в Беркли.

В 1996 году г-н Лильенберг стал преподавателем курса по маркетингу  в рамках обучения по программам MBA для руководителей Стокгольмской Школы Экономики. Андерш является автором ряда публикаций по современному маркетингу в ведущих международных изданиях, также читает курсы в Стокгольме, Риге и Санкт-Петербурге.

Расскажите, чем отличаются участники российского представительства Стокгольмской Школы Экономики от европейских.

В России к нам на Executive MBA, как правило, приходят уже взрослые и успешные люди. С одной стороны, с ними интересно, но есть и свои сложности.

Российские участники интересуются такими темами, как управление персоналом и корпоративная социальная ответственность, а программы личностного развития только начинают входить в моду. Это интересная особенность, возможно, не все пока готовы обсуждать свои проблемы в присутствии посторонних.

В Швеции обучение в основном оплачивают работодатели. В России эта практика распространена реже. Если когда-то мы давали оценку, что в Швеции в 70% случаев курс EMBA финансируют компании, а в России 70% студентов EMBA оплачивают свое обучение сами, то сейчас пропорция меняется. Возможно, это связано с тем, что сотрудники стали работать в компаниях дольше. Раньше текучесть кадров в российских компаниях была гораздо выше, чем в западных компаниях, и работодатели не спешили платить за обучение, боясь потерять сотрудника после того, как он получит диплом.

Вы давно на российском рынке, расскажите про его специфику. Понадобилось ли что-то поменять в подходе?

Когда мы выходили на российский рынок в 1997 году, это было не самым очевидным направлением развития. Многие говорили нам, что работать в России «нереально и опасно». К тому времени Стокгольмская школа экономики уже успешно работала Риге — с 1994 года. Мы всегда понимали, что страны Балтии и Россия — наши соседи, поэтому внесение вклада в становление развивающихся экономик приносит благо не только Швеции и шведскому бизнесу, но также гражданам наших стран и в конечном итоге, мировому бизнес-сообществу. Мы называем это капитализмом с человеческим лицом.

По сравнению с 2000 годом, российский рынок, несомненно, стал более зрелым, все больше приближается к западной модели, заметно изменился подход среди наших учащихся и слушателей. В России есть много компаний, которые я могу назвать превосходными, и они успешно работают в жестких и трудных условиях российской деловой среды. И таких хороших примеров становится все больше, поскольку Россия приближается к другим рынкам.

Во всех наших программах, преподаваемых в Стокгольме, в Риге, в России, мы руководствуемся одним и тем же видением глобального бизнеса. Но, безусловно, необходимо сочетать общемировую академическую концепцию бизнеса с частными, актуальными только для российского рынка кейсами. Для этого мы регулярно устраиваем сессии консалтинга, где участники решают реальные задачи российских компаний.

Расскажите об особенностях подхода и методах обучения в Стокгольмской школе экономики.

Стокгольмская Школа Экономики в России предлагает программы EMBA General Management и EMBA General Management с синхронным переводом на русский язык. Обучение длится 2 года и проходит в модульном формате так, что его можно совмещать с работой.

Программа делится на 15 модулей, по 5 дней каждый (со среды по воскресенье). Частота проведения модулей — 1 раз в 4-6 недель. Летом и зимой у нас каникулы. Территориально занятия проходят в Москве и Санкт-Петербурге, также мы проводим выездные модули (Швеция, Латвия, иногда Италия, Голландия, Китай и т.д.).

Бизнес-образование для руководителей обладает важной особенностью: половина практической пользы от обучения обеспечивается академической частью — преподавателями и учебными материалами, а вторая половина — это общение с сокурсниками, обмен идеями и жизненным опытом из разных сфер профессиональной деятельности.

Программы ориентированы на управленцев высшего и среднего звена, на владельцев бизнеса. Участники не просто хотят получить новые академические знания, они ставят перед собой конкретные цели: систематизировать имеющиеся знания, наладить деловые связи, расширить горизонты и развить себя, и как следствие —повысить эффективность своего бизнеса. На занятиях разбираются кейсы и современные модели управления, проводятся сессии коучинга. К обучению привлекаются успешные представители бизнес-сообщества и западные преподаватели. Сегодня 90% преподавательского состава — специалисты международного уровня.  

Каковы основные тренды бизнес-образования в России и в Европе?

По сути своей формат EMBA меняется медленно, т.к. это классическая программа бизнес-образования, которая подразумевает набор определенных дисциплин и навыков у участников по ее окончании. В основном существующие изменения заключаются в расширении практической составляющей и интерактивных методов в обучении.

Например, в программы Стокгольмской Школы Экономики введены такие процессы, как Leadership Intelligence и In-Company Project. Первый помогает слушателям развивать лидерские качества, второй дает возможность принять участие в реальном консалтинговом проекте и применить теоретические знания в бизнесе. 

Глобальным трендом можно назвать дистанционное обучение и он-лайн курсы. По моему мнению, такой формат эффективен в сочетании с очным обучением, которое дает системное понимание бизнеса, ценные деловые связи и возможность решать проблемы своей компании в процессе обучения.

Отличительная особенность Стокгольмской Школы Экономики — SSE Alumni Network, глобальное сообщество, которое насчитывает 900 выпускников программы EMBA в России и более 15 тысяч по всему миру. Ценность сообщества для самих выпускников — его закрытость и высокое качество состава участников, которые говорят на одном языке и могут всегда получить ответы на свои вопросы, найти деловых партнеров и новые направления развития бизнеса.

Отразился ли кризис на этих трендах?

Мы не можем говорить о падении спроса на программы из-за кризиса, конкурс на место остается довольно высоким.  Для руководителя компании кризис — возможность инвестировать в свое образование.

Во-первых, это долгосрочное вложение без каких-либо рисков — формат Executive MBA подразумевает высокое качество, а во-вторых, это безусловное конкурентное преимущество, которое поможет выстоять в сложные времена. К тому же, кризис — «лакмусовая бумажка», которая выявляет все проблемные места бизнеса. В этом смысле обучение опять-таки является полезным, потому что помогает эти проблемы решать в процессе обучения.

А можно ли научить быть лидером?

Безусловно, лидер должен обладать некими врожденными качествами. И мы смотрим на лидерские качества кандидата при отборе в Школу. Но в процессе обучения мы уделяем много внимания формированию лидерских качеств, позволяя участникам существенно их развить.

Чем отличаются корпоративные программы от открытых Executive МВА?

Корпоративные программы разрабатываются исходя из конкретных целей и задач, стоящих перед компанией. Эти программы разрабатываются таким образом, чтобы сотрудники компании получили теоретическую подготовку и научились применять изученные модели для решения практических задач бизнеса. Как результат, компания получает эффективную и сплоченную команду менеджеров, способную обеспечить успешное достижение стратегических целей компании.

Например, мы реализуем корпоративную программу для РЖД с 2008 года. Она направлена на развитие кадрового потенциала холдинга. Программа предназначена для подготовки топ-менеджеров, стремящихся к дальнейшему развитию, приобретению новых знаний, совершенствованию компетенций, расширению горизонтов мышления.

 Что нужно для того, чтобы поступить на открытую программу Executive МВА?

Система поступления на программу Executive MBA состоит из нескольких этапов: кандидату нужно заполнить подробную анкету, написать несколько эссе, пройти интервью и тестирование. Важное требование — как минимум пять лет управленческого опыта.

Качество группы — залог успеха. Важно, чтобы люди говорили на одном языке, решали проблемы, задачи, кейсы, исходя из своего опыта и знаний, которые соответствовали бы общему высокому уровню остальных участников. Многие кандидаты спрашивают, с кем они будут учиться, для них важен уровень других участников.

Сколько будет стоить обучение?

Стоимость программы EMBA General Management составляет 48 000 евро, программы с переводом на русский язык — около 53 000 евро. Важным аспектом является фиксированный курс евро, который мы установили еще два месяца назад. Это дает возможность определенной стабильности в оплате.

Может ли бизнес-образование изменить жизнь? 

Конечно. К нам приходят уже успешные люди, а бизнес-образование помогает им сделать новый шаг, к которому они стремились долгие годы. Выпускники — это наша визитная карточка. Мы гордимся, что Стокгольмскую Школу Экономики в России окончили такие люди, как вице-президент РЖД Виктор Степов, руководитель компании «Рексофт» в России Александр Егоров и другие талантливые руководители крупных российских и зарубежных компаний.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?