Началось все с неспешной прогулки по набережной около порта. Местные сувениры, двухэтажные автобусы, кофе и портвейн втридорога – типичная картина популярного туристического места. Правда, нашелся и уникальный объект: океаническая яхта Vagrant, которая раньше принадлежала группе The Beatles. Когда-то на ней рассекала по волнам ливерпульская четверка, а сейчас здесь можно посетить кафе и винный зал, и далее по тексту.
Миновав гордое битловское судно, завернул немножко ближе к океану, туда, где стоят огромные туристические лайнеры, я на тонком мысу увидел довольно живописную скалу. Нагромождение камней обвивала лесенка, а на верхней площадке крутилась пара человек в поиске лучшего кадра для фото. Пока голова размышляла, стоит ли тратить здесь время и силы, ноги уже отсчитывали первые ступени.
Странности начались с самой первой секунды. Около низкой двери, ведущей прямо в скалу, взгляд уткнулся в табличку. Надпись гласила, что этот объект – не просто кусок вулканического камня, а княжество Principado ilhéu da portinha, совершенно независимое от Португалии, и к тому же самое маленькое государство в мире. Шаг внутрь и безумная мысль: нужна ли виза для пересечения границы?
Со стены темного прохладного грота на меня строго смотрел портрет мужчины в древнем камзоле с кружевным воротником и манжетами. Само качество портрета ничем не удивило: десятки таких можно найти в фотосалонах Москвы, когда лицо человека вставляют в готовую картину. Но надпись гласила, что передо мной портрет принца дона Ренато I, законного владельца этой скалы.
Продвигаюсь немного дальше по низкому каменному проходу, и за поворотом обнаруживаю столик и сидящего за ним человека. Пора отправляться на поиски информации! «Скажите, сколько стоит вход для посетителей?» Человек за столиком вежливо отвечает, что вход бесплатный, но он с удовольствием примет пожертвование в твердой европейской валюте. Оказалось, что двух евро вполне достаточно, нашлась даже сдача с десятки. В обмен я получил небольшой листок с краткой информацией о скале-государстве.
Оказывается, живописная скала с уникальным гротом пребывает в плачевном состоянии и собирает средства на ремонт и восстановление. Действительно, ремонт здесь необходим. С потолка свисают ржавые цепи, под ногами прогибаются доски настила. И масса местных кошек, которые явно уже стали гражданами этого миниатюрного государства: на шее у каждой повязаны блестящие золотистые или красные шнурочки.
По крутой недлинной лестнице взбираюсь на обзорную площадку. Отсюда открывается прекрасный вид на порт, весь Фуншал и на пятизвездочные отели береговой линии. С другой стороны – бескрайний простор Атлантики: повернешься направо – увидишь запад и скрывающуюся за тысячи километров Америку, повернешь налево – поверх тех же волн будешь смотреть на юг, до самой Антарктиды. За спиной, в пятистах километрах на восток, чувствуется дыхание Африки, городов Касабланка и Марокко.
Полюбовавшись на скульптуру Санта-Клауса, которая в силу каких-то необъяснимых причин служит своеобразным украшением обзорной площадки, решаю еще раз осмотреть внутренности грота. Оказалось, что почти ничего не упустил: на тех десяти квадратных метрах пространства неосмотренным остался только старый меч на стене и еще несколько портретов принца дона Ренато I.
Благодарю мужчину за столиком и осторожно спрашиваю: «Скажите, я правильно понял, что это независимое государство, которое существует отдельно от Португалии?» – «Да, да», – привычно кивает он. – «Совершено самостоятельное государство». Благодарю и медленно-медленно шагаю к выходу и шагаю за дверь, из одной страны в другую. В мозгу засела какая-то невысказанная мысль, которая не дает покоя...
Решительно поворачиваюсь и возвращаюсь к человеку за столиком.
– Скажите, пожалуйста, это вы – принц дон Ренато I?
– Нет, – спокойно отвечает он и показывает на портрет. – Я просто его друг, помогаю принимать посетителей.
Высоколобый и чернобровый мужчина на портрете осуждающе глядит мне вслед, но я не чувствую вины: портрет, прошедший горнило «Фотошопа» – не лучший источник информации.
Последним шоком, придавшим мне прощальный толчок, стала начищенная до блеска латунная табличка на скале-государстве. Она гласила, что именно здесь 13 марта 2011 года останавливалось судно с друзьями и поклонниками Л. Р. Хаббарда...
Позднее, покопавшись как следует в первоисточниках, удалось восстановить историю таинственного полуострова. Форт Сан-Жузе (именно так первоначально называлась эта скала) был построен в середине XVIII века, и довольно быстро стал называться просто «Форт» или «Батарея Понтинья». В начале XIX века, когда на Мадейре стояли английские войска, форт служил сначала штаб-квартирой, позднее – тюрьмой, а после и вовсе был заброшен.
К 1903 году форт оказался в настолько плачевном состоянии, что королевское правительство продало его за 200 000 реалов. Для справки: в 1911 году 1 000 португальских реалов меняли на 1 эскудо, а после перехода в 1999 году на евро 1 000 эскудо конвертировалось примерно в 5 евро.
В конце 1990-х владельцы выставили форт на продажу, и в 2000-м его приобрел профессор Ренато Баррос (вот он, принц дон Ренато Первый!), который начал кампанию по восстановлению форта, организовал археологические раскопки, занялся восстановлением мебели и интерьера.
В сентябре 2010 года Ренато Баррос обратился к португальскому правительству с просьбой признать княжество Портинья в качестве суверенного и независимого государства. Ренато Баррос аргументировал свою просьбу тем, что территория удовлетворяет всем нормам международных законов и португальского «права на самоопределение народа».
Тем не менее никакой информации о том, что Португалия признала княжество в скале самостоятельным государством, нет. Принц дон Ренато I пока остается самопровозглашенным монархом непризнанного государства. Он ведет археологические раскопки и абсолютно уверен, что именно около его скалы останавливались первооткрыватели Мадейры капитаны Тейшейра и Зарку, а позднее сам Христофор Колумб и Джеймс Кук.
Принца дона Ренато I легко понять и сложно осуждать за такое рвение: кто из нас не хотел бы стать монархом на собственном островке посреди Атлантики?