Кстати, недавно португальские таксисты были признаны одними из лучших в Европе. 22 европейских клуба автомобилистов провели совместное исследование в крупнейших городах ЕС и пришли к выводу, что лучшие таксисты работают в Барселоне, а следом за ними плотно идут коллеги из Мюнхена, Милана, Кёльна, Берлина, Парижа и Лиссабона. Учитывая общий высокий уровень европейских такси, это отличный показатель.
Один из таких лучших таксистов, добродушный португалец с усами в пол-лица, везет меня из Лиссабона в Мафру – известный региональный центр Португалии. Собственно, в Мафре есть две главные достопримечательности: огромный дворец Conviente и маленький ресторанчик на въезде в город, в котором подают самую вкусную в Португалии свинину.
Сам городок на редкость тишайший: в 18:00–19:00 все магазины здесь закрываются, а к 20:00 подавляющее большинство местных жителей спят в своих кроватях и смотрят сны о завтрашнем дне. После заката в Мафре можно найти максимум одно местечко для развлечений, но лучше не тратить время на его поиски, а просто сесть в такси и поехать в Лиссабон (30 км) или Эрисейру (10 км), там жизнь не затихает в такое детское время.
Лиссабон за окном такси постепенно уступает место загородным пейзажам с бело-синими мельницами и с их современным альтер эго – вращающимися лопастями ветряных электростанций.
Интересуюсь у таксиста:
– Мы едем по шоссе А8?
– Да, в это время лучше ехать здесь, а то на объездных дорогах пробки, потеряем время.
Даже интересно было бы взглянуть на те пробки, потому что на нашей трассе машин почти нет. На спидометре 120, но скорости почти не чувствуется: просторная Toyota универсал с классической таксистской зеленой крышей стелется по земле, как хищное животное.
– Скажите, вы будете участвовать во всеобщей забастовке? В прошлом году транспортные компании бастовали очень шумно.
– На демонстрации не пойдем, это уж точно. 8 ноября прошла забастовка в метро, утром с 6 до 10 поезда не ходили. Но таксисты пока работают, от профсоюза сигналов не было. Конечно, мы боремся за свои права, но ведь и людей нужно возить.
– Говорят, в последнее время не хватает водителей такси, компании стараются всеми силами привлечь новых таксистов...
– Это все из-за кризиса. Чтобы оплатить учебу и получение сертификата, надо выложить 1500 евро, не самая маленькая сумма. Если правительство будет давать льготные кредиты на обучение, тогда и народ потянется.
– Не получится так, что наберут молодежь по объявлению, которая и ездить-то толком не умеет?
– Нет, у нас учат на совесть и отбор идет серьезный. Кого попало за руль не пустят.
Наверное, в этих словах есть доля правды. Сколько раз я ездил в лиссабонских такси – ни разу не слышал ни ругани, ни гудков, ни скрипа тормозов, ни тем более аварий: водят мастерски.
– Нехватка людей касается только крупных таксопарков, у них действительно есть потребность в новых работниках – в основном из-за того, что по закону человек не может работать больше восьми часов в день. Но за восемь часов много не заработаешь, поэтому многие таксисты регистрируются как частные предприниматели и работают только на себя, столько, сколько могут: и 15, и 17 часов в день. Без выходных – точнее, сами себе назначают выходные, когда захотят.
Всего полчаса – и мы уже на месте. Водитель отсчитывает до цента сдачу, благодарит за чаевые и уезжает. За новыми пассажирами, за новой работой. 17 часов в день – это, конечно, заслуживает уважения. У кого после этого повернется язык назвать португальцев ленивыми?