Греки консервативнее россиян во всем, что касается компьютерных технологий. Они не так падки на малоразмерные новинки рынка новых технологий. Менее склонны обитатели Эллады использовать возможности сети интернет. Греция занимает третье место с конца в списке стран входящих в Евросоюз по использованию населением глобальной сети. Хуже дела обстоят только у Болгарии и Румынии, в этих странах 46% и 54% жителей в возрасте от 16 до 74 лет никогда не пользовались интернетом. Для Греции этот показатель — 45%. В Швеции он 5%, в Нидерландах и Дании — 7%. Для 27 европейских государств доля «отлученных» от всемирной паутины в среднем равняется 24%.
В Греции не развита электронная коммерция, что аналитики объясняют большими опасениями граждан по поводу безопасности. Но еще более странно: в стране не развит свободный обмен информацией через интернет, ненавистное правообладателям пиратство.
1950–1960-е годы остались в истории Греции как время развития национального кино. Талантливые актеры, остроумные режиссеры и сценаристы сохранили в память об эпохе массу недалеких, но удивительно колоритных комедий. Серьезных фильмов снималось меньше, но они тоже были хороши. С установлением диктатуры «черных полковников» в 1969 году начинается вырождение греческого кинематографа. Но как скачать все эти «памятники прошлого»? И как собрать коллекцию великолепной греческой народной музыки, если в сети просто нет в свободном доступе подобной информации?
Активные пользователи из Греции интегрированы в англоязычный или русскоязычный (понтийские греки) файловый обмен. Но внутреннее информационное пространство страны выглядит чрезвычайно бедным. Перетекание информации с рынка фильмов и музыки на дисковых носителях в интернет является слабым. Записи старого кино с телевидения тоже не ведутся с активностью западных или восточных пользователей. Все это отражение того, насколько мало проник пока интернет в жизнь греков. Зато заведений по прокату фильмов на DVD в Греции масса. Их ассортимент, чаще всего, призван удовлетворять убогий вкус. Классику найти не всегда просто, зато доступны все американские новинки.
Однажды в кафе, которые так обожали греки до кризиса, знакомая греческая пара поделилась объяснением ситуации с интернетом. Молодые люди – парень и девушка – почти не пользуются сетью и мало применяют компьютер. На вопрос о том, почему интернет так слабо их интересует, они ответили: «Мы считаем, что это слишком дорого иметь дома выделенную линию». «Постойте, но разве сегодняшний счет в кафе не равен месячной оплате за интернет?» Эта фраза смутила собеседников. По их глазам можно было прочесть настоящий ответ на вопрос о сравнительно низкой популярности глобальной сети.
Традиционные формы общения в Греции более важны для большинства людей, чем даруемые информационным миром новшества. Но это не все. Другая причина интернет-отсталости общества состоит в относительной бедности его культурной жизни. Греция – небольшая страна, но таланты ее создали множество культурных продуктов в области от кино и музыки до поэзии, прозы, философии и даже психоанализа (вспомнить хоть одного Корнелиуса Касториадиса). Но внимание ко всему этому со стороны огромной мелкобуржуазной массы, а в сфере услуг Греции занята половина населения, не назовешь заслуженным.
В Греции не популярны аудиокниги; на родном языке их почти нет. Но даже шедевры мировой литературы бумажного исполнения предстают перед читателем в странном, подчас до ужасного сокращенном виде. Роман Александра Дюма «Три мушкетера» переведен под заглавием «Три телохранителя». Российский роман Нины Соротокиной о гардемаринах, наверняка, вышел бы под заглавием «Морячки». Потеря колорита и особого смысла, вероятно, мало кого волнует. Какой же интерес может быть к поиску в интернете информации, когда сама эта информация не кажется любопытной? Разумеется, несправедливо говорить так обо всем обществе. Но массовость использования интернета определяется вкусами и интеллектуальными потребностями всего общества.
Низкая популярность интернета в Греции, это не продукт консервативной рациональности. И это не следствие бедности национальной культуры. Но это отражение мещанской замкнутости значительной части населения. Состояние это временное, проходящее. Греки обязательно полюбят интернет.