Сколько стоит репутация?

Как заслужить репутацию человека, который руководит самым крутым в России театром? Скупить, не торгуясь, лучших солистов, а недовольным конкурентам намекнуть, что желание покритиковать лучше спрятать в карман до лучших времен. Таков, очевидно, рецепт Владимира Кехмана, директора петербургского Михайловского театра, сманившего к себе танцовщиков Большого театра Наталью Осипову и Ивана Васильева и получившего от Анатолия Иксанова, директора Большого, обвинения в шантаже.

Немногие питерские музыкальные критики усомнились в словах Иксанова, сообщившего журналистам в четверг, что Кехман якобы предложил ему быть посдержаннее в выражениях. Среди музыкальных обозревателей города есть люди, которым официально отказано в аккредитации на премьеры Михайловского. Это произошло после публикации рецензий, в которых авторы, по мнению руководителя театра, вышли за рамки разумного.

Логика такова: пишешь о нас плохо – не пустим тебя на порог. Твои статьи портят нам репутацию. Фокус в том, что, действуя подобным образом, Кехман, по сути, покупает репутацию успешного директора, зарабатывая тем временем славу дельца, от чьих методов вести дела деятелей искусства частенько коробит. Трудно представить себе директора европейского театра, выставляющего критика за дверь за «злобные выпады».

Галина Столярова
Галина Столярова

Галина Столярова - обозреватель англоязычной газеты The St. Petersburg Times, журнала «Стиль Жизни»,  интернет-портала Transitions Online (Прага) и журнала Klassisk Musikkmagasin (Осло); соавтор нескольких изданий путеводителя Fodor's (США) по Москве и Санкт-Петербургу. Закончила факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.

Вопрос о репутации относится к числу сюжетов, высвечивающих отличия в менталитете европейских и российских лидеров. Нехитрую мысль о том, что репутацию не купишь, европейцы усваивают в глубоком детстве. Напротив, в России нередко можно встретить солидных дядек, инвестирующих изрядные деньги в предприятия, призванные, по их убеждению, заставить окружающих уважать себя. Немногие смеют намекнуть на тщетность этих усилий таким людям в лицо: они, как правило, богаты, облечены властью и вызывают у окружающих если не трепет, то желание отойти подальше.

В то время как все телеканалы трубят о переходе солистов Большого в петербургский Михайловский театр, сохраняющий, кстати, репутацию труппы, остающейся в тени Мариинского и Большого, в Питере делают ставки на то, продержится ли пара в труппе хотя бы год.

Откуда столько скепсиса? Факты против Кехмана. Например, около года смогла выдержать в Михайловском в качестве главы оперной труппы Елена Образцова, чей приход в театр в 2007 году был подан с грандиозной помпой, а расставание с Михайловским осталось в тени. Возможно, редакциям намекнули, что этот сюжет лучше не педалировать. Примерно два сезона выдержал худрук Михайловского балета Фарух Рузиматов, оставивший театр в 2009 году. Меньше сезона продержался директор по развитию британец Марк де Мони, основатель фестиваля Earlymusic. Не сошелся характером Кехман и с режиссером Александром Сокуровым, чья постановка оперы Танеева «Орестея» была громко разрекламирована, а затем успешно похоронена.

Выписывая щедрые чеки знаменитостям, которых он приглашает в команду, Владимир Кехман, судя по всему, инвестирует в собственный имидж, ожидая репутационного прироста. О том, что их скорый уход из театра играет против него, директор театра, похоже, не особенно беспокоится – коль скоро медиапоток на эту тему получится ограничить.

Менеджер футбольной команды знает: мало приобрести хороших игроков, нужно вписать их в команду. Вот с этим в Михайловском театре большие проблемы. Яркие личности там не задерживаются. Что до художественного результата, то очевидно, что еще не скоро наступят времена, когда европейская публика начнет приезжать на невские берега ради Михайловского балета, скупая билеты целыми рядами, как это нередко происходит со спектаклями Мариинки.

«Праздником кича» назвала в 2008 году британская газета The Independent вывезенную в Лондон на гастроли постановку «Спартака». Кое-кто из коллег оказался еще острее на язык, порекомендовав читателям спектакль как «экзотический коктейль из цирка с зоопарком», намекая, очевидно, на живого тигра, участвующего в постановке.

«Мне это все напоминает театры крепостных крестьян в дореволюционной России», – прокомментировал обстановку в Михайловском театре знакомый английский историк. «Вроде бы ты и звезда, но в случае чего каждому укажут, где его место, а кто тут барин». Тем временем в Москву один за другим совершают секретные вояжи известные петербургские деятели искусства. Пытаются отговорить чиновников от идеи назначить Кехмана главой комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга. Возвращаются понурые. Но не сдаются.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?