Временное правительство

В Петербурге уже несколько недель громко шепчутся о возможной скорой отставке губернатора Георгия Полтавченко. В последние дни децибелы этого шепота стали уже под стать гулу пчелиного роя, и губернатору даже пришлось сделать заявление. «Ждать устанут», - твердо заявил во вторник, 17 апреля, городской глава, в ответ на спекуляции о своей отставке. Между тем, слухи об уходе Полтавченко имели вполне конкретные очертания – в прессе неоднократно прозвучала даже дата отставки: 6 мая.

Почему же с приходом весны новому губернатору, не прослужившему на своем посту и года, стали настойчиво намекать на то, что он засиделся в Смольном?

Скорее всего, дело в том, что озвученная новым правительством города задача номер один – борьба с сосульками и снежными заносами – оказалась, не только, в целом, успешно выполненной, но и, по сути, единственной. Иными словами, создалось ощущение, что правительство себя исчерпало, а город начал входить в состояние политического дрейфа.

Галина Столярова
Галина Столярова

Галина Столярова - обозреватель англоязычной газеты The St. Petersburg Times, журнала «Стиль Жизни»,  интернет-портала Transitions Online (Прага) и журнала Klassisk Musikkmagasin (Осло); соавтор нескольких изданий путеводителя Fodor's (США) по Москве и Санкт-Петербургу. Закончила факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.

Жители самопровозглашенной российской культурной столицы обнаружили, например, отсутствие в городе культурной политики.

Что характеризовало культурную политику Петербурга времен экс-губернатора города Валентины Матвиенко? Амбициозные, яркие, часто очень затратные проекты, заявленной целью которых было сделать северную столицу международным центром культурного туризма и сделать доходы от туризма важным источником пополнения городской казны.

И действительно, сейчас для туристов Петербург является «городом отложенного спроса». Многие туристы рассуждают примерно так: мы хотим в Эрмитаж, Янтарную комнату и Мариинский театр, но они, в общем, никуда не денутся, поэтому в Питер мы собираемся, но чуть позже, а сейчас пакуем чемоданы, например, в Эдинбург на театральный фестиваль или на кинофестиваль в Локарно.

И вот, чтобы на невские берега приезжали не только любоваться нетленными памятниками архитектуры, власти затевали масштабные городские празднества, среди которых были и весьма достойные события. Например, международный кинофорум, где показывали абсурдистские комедии Аки Каурисмяки, задумчивые ленты Александра Сокурова и провокационные триллеры Педро Альмодовара.

Ради проектов такого уровня был подписан в 2011 году контракт с венгерским инвестором и общественным деятелем Демьяном Шандором о строительстве петербургского Дворца искусств, проообразом которого стал будапештский Дворец искусств, где сегодня располагается Музей Людвига, Дворец фестивалей и Государственный концертный зал имени Белы Бартока.

Для Дворца искусств выбрали место на Васильевском острове. «Там совсем недавно открылись два музея современного искусства; на подходе реконструкция центра современного искусства имени Сергея Курехина; с появлением проекта Демьяна Шандора Васильевский превратится в «остров искусств», – так рассуждал тогдашний глава комитета по культуре Антон Губанков.

Без поддержки городских властей не появилась бы на свет и международная неделя моды Aurora Fashion Week.

Безусловно, кроме этого были еще безвкусные и шумные карнавалы, уличные гульбища, после которых центр города выглядел как после ковровых бомбардировок. Злые языки поговаривали, что от городских уличных праздников в стиле «разгуляй-поле» попахивает ноздревщиной.

Тем, не менее, культурная политика как таковая в Петербурге существовала.

Что же до кабинета Георгия Полтавченко, то здесь петербуржцам могут предъявить лишь скорбный список тех, кому урезали финансирование – или вовсе в нем отказали. Кинорежиссер Дмитрий Месхиев, глава комитета по культуре, и отвечающий за круг гуманитарных вопросов вице-губернатор Василий Кичеджи слова на публике произносят правильные, но практических действий и внятной культурной политики за этими прописными истинами не просматривается.

Швырять деньги на ветер мы не будем – объявила новая команда. И, надо, сказать, слово держит. С нового года городским театрам отменили премию. Практически это означает падение зарплаты вдвое. Например, директор петербургского театра получает теперь 30 000 рублей (ранее к этой сумме добавлялась ежемесячная премия в размере оклада). Что уж говорить о сотрудниках низшего звена?

Проекты вроде Недели моды пусть финансируют спонсоры, считают в Смольном. А уж Гергиеву на его фестиваль «Звезды белых ночей» и вовсе не на что рассчитывать: у его театра федеральное финансирование и вообще денег просто завались – общества друзей в нескольких странах мира. Но что мешает городским властям оплатить замечательному оркестру театра выступление перед горожанами в Михайловском саду, сделав вход бесплатным? Или выкупать билеты раз в месяц на спектакли, чтобы премировать студентов, порадовать ветеранов или инвалидов?

Если петербургский кинофорум-2011 готовили более года, то кабинет Полтавченко принял принципиальное решение о том, что следующий фестиваль все-таки состоится уже после Нового года, оставив на подготовку месяцев пять. Теоретически форум должен пройти в июле, но до сих пор неизвестны ни хедлайнеры, ни точные даты его проведения. Судя по всему, событие пройдет в эконом-варианте – если вообще состоится.

«Помнишь, как в Москве в советские годы снесли бульдозерами выставку авангардистов? В Питере сейчас поступили более изящно: накупили бобкэтов, а интеллигенции под этим предлогом показали фигу на все ее предложения», – съязвил знакомый театральный деятель. «Посыл-то ведь немногим отличается: шли бы вы, дорогие товарищи, со своими эстетскими изысками, чуждыми народным массам».

Успешно был похоронен план создания городской ежедневной газеты на базе существующего еженедельника. Пожалели денег даже на крохотный, но при этом весьма уважаемый не только в городе, но и в стране Петербургский театральный журнал, оставшийся в этом году без гранта правительства.

«Можно ничего не предлагать, если придешь, скажут, что город бобкэты закупает, и снегоплавильные установки», – пожаловался руководитель городского культурного центра.

Не буду спорить, снегоплавильные установки городу нужны, но когда в четвертом по величине городе Европы (после Лондона, Парижа и Москвы) власти делают вид, что правительство состоит исключительно из комитета по благоустройству, это озадачивает.

Петербург – все-таки не полустанок на краю света, где круг задач местного руководства и вправду сводится к расчистке дорог от снега, обеспечению бесперебойной подачи электричества и поддержанию контакта с внешним миром хотя бы посредством телефона.

Новое правительство вправе критиковать политику предшествующего и отказываться от бессмысленных затрат. Можно не согласиться с идеей сделать культурную политику нацеленной на внешний мир и призванной решать задачи привлечения туристов. Но тогда отчего не сделать лишние несколько шагов навстречу горожанам? Но почему бы из уважения к городу и его истории не предложить Петербургу что-нибудь, кроме предложения затянуть пояса и гордиться внушительной партией бобкэтов?

Тогда, глядишь, и не прозвали бы правительство временным.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?