Здесь также можно встретить многих британских знаменитостей, от актеров и телеведущих до спортсменов и певцов. Для многих британских компаний, особенно из лондонского Сити, выставка в Челси — прекрасная возможность впечатлить клиентов банкетом с шампанским в окружении цветов всех разновидностей и оттенков, пообщаться с партнерами и понаблюдать за конкурентами. С каждым годом публика становится все более интернациональной — тут и арабские шейхи, и русские олигархи, и китайские бизнесмены. Эта выставка — одна из важнейших дат в лондонском социальном календаре и привлекает немало внимания. И ее значение для столицы и Британии в целом показывает, насколько британцы любят садоводство.
На открытие юбилейной, сотой по счету выставки в понедельник 20 мая приехала королева, которая посещает выставку каждый год. На этот раз она и другие члены королевской семьи заглянули в сад с незабудками, созданный дизайнером Джинни Блум при содействии благотворительного фонда, патронируемого принцем Гарри, внуком королевы. Фонд помогает больным детям в африканском Лесото, где Гарри провел несколько месяцев после окончания школы и работал волонтером. Эскизы сада были одобрены самим принцем, несмотря на то, что во время их разработки он находился на военной службе в Афганистане.
В этом году экспозиция выставки представляет более 500 участников — дизайнеров, флористов, предпринимателей и компаний. В парке, расположенном вокруг комплекса зданий Королевского госпиталя для ветеранов в Челси, были созданы 15 декоративных садов, а также разместились около 150 выставок и магазинов. В главном же павильоне шоу разместили 19 небольших садов и клумб. По случаю юбилея поток посетителей на выставке Челси ожидается больше обычного — в этом году шоу могут посетить более 165 тыс человек.
Выставка цветов в Челси — главная в британском садоводческом календаре. Кроме нее, есть еще немало других, часто региональных выставок, которые проходят в разное время по всей стране. В частности, в июле проходит выставка в садах дворца Хэмптон-Корт в юго-западном Лондоне, где у садоводов и дизайнеров есть возможность представить летние (а не весенние, как в Челси) виды и сорта цветов, а также ставшая популярной в последние годы выставка в Тэттон-Парке в Чешире. На выставках поменьше масштабом собирается публика попроще, чем в Челси, что, впрочем, не мешает посетительницам демонстрировать коктейльные платья, жемчуга и шляпки, а посетителям — бабочки и сюртуки.
Садовые выставки обычно идут около недели, причем в последний день наблюдается пиковый наплыв посетителей. К закрытию фестиваля число посетителей не спадает, что может показаться странным для случайного визитера. Секрет открывается в момент официального закрытия выставки, как мне однажды удалось засвидетельствовать во время фестиваля в Хэмптон-Корт. Ровно в 17:00 по всей территории выставки раздается звонок, что резко меняет поведение посетителей. Неспешно прогуливающиеся между кустов чайных роз или кадок с орхидеями чинные старушки вдруг показывают невиданную прыть, чтобы оказаться первыми в очередях на распродаже экспонатов выставки: практически все растения, которые выставлены на фестивале, после закрытия можно приобрести. Буквально через полчаса у них в руках (впрочем, правды ради, в руках практически всех посетителей выставки) оказываются целые корзины с цветами, а иногда и целыми кустами и деревьями, которые они пытаются докатить до оставленных на парковке машин.
Потом все эти цветы оказываются в частных садах — которые располагаются практически перед (а также за) каждым британским домом. Стандартный семейный дом в Британии со стороны улицы имеет палисадник, на котором растут цветы для глаз случайных прохожих, и сад, расположенный за домом, где все растения — для самих себя и семьи. Эти сады получают немало внимания своих владельцев, которые стараются поддерживать газон в идеальном порядке, а также выращивать цветы всех раскрасок, типов и цветущих в разные сезоны, от ранней весны до глубокой осени. Благо, мягкий морской климат Британских островов этому весьма способствует. Ведь известно, что британская зима — это «сезон, когда не нужно косить траву». А первые подснежники на юге Англии часто зацветают в начале января, в то время как хризантемы обычно продолжают цвести еще и в начале декабря.
Любовь британцев к садоводству столь сильна, что в целом по стране на эти цели жители тратят 11,7 млрд долларов — то есть, по 450 долларов на сад. Из этой суммы 111 долларов уходят на растения и семена, 125 долларов — на садовую мебель, а остальное — на удобрения, почву и общее поддержание сада в надлежащем состоянии.
Из-за того, что британцы любят проводить так много времени в садах, они не экономят на мебели.
Самой значительной статьей расходов оказывается приобретение садового домика, в котором хранятся инструменты и инвентарь. Он присутствует в 53% британских садов и стоит в среднем 2 тыс. долларов. В 13% садов также присутствует парник для цветов, клубники и овощей, который в среднем стоит столько же. А в 40% садов оказывается и обязательное барбекю, средняя цена которого — 780 долларов. Практически у половины британских садовников-любителей есть газнонокосилка, и у 40% - автоматическая система полива.
Две трети британцев, насмотревшись на популярные телевизионные программы «теле-садовников», например от Алана Титчмарша, а также его коллег по цеху, предпочитают выполнять садовые работы самостоятельно, не стесняясь испачкать руки о землю. Лишь 3% британцев нанимают постоянного садовника для ухода за садом, а еще 6% прибегали к услугам ландшафтных архитекторов.
Несмотря на активные траты на свои сады, британцы используют сады у своих домов лишь треть года — в среднем 120 дней в году. При этом целая четверть признается, что кроме непосредственно садовых работ — по посадке и прополке клумб и газнокошению — вообще не появляются в саду. В зимние месяцы в свои сады не заглядывают 60% британцев. Но больше всего времени проводят в садах британцы старше 65 лет — пенсионерам удается бывать в своих садах в среднем 137 дней ежегодно. Куда более занятые учебой и началом карьеры молодые британцы (в возрасте до 25 лет) проводят в садах меньше 105 дней в году.
Но, даже если британцы не так уж часто бывают в своих садах (часто, из-за плохой погоды, особенно зимой), они стараются, чтобы сад выглядел красиво. Поэтому каждую весну, насмотревшись телерепортажей с выставки в Челси, они отправляются в ближайшие садовые центры, чтобы купить мешок компоста и несколько палетов с анютиными глазками и маргаритками. Ведь даже если времени на сад у британцев не остается, они хотят, чтобы палисадник у дома встречал гостей яркой клумбой, а не залитой асфальтом площадкой.