Впрочем, обо всем по порядку. «17 мгновений весны» - отличный с художественной точки зрения сериал. Художественно завершенный, стильный, лаконичный. В своем роде доказательство того, что искусство может найти лазейку даже в тоталитарном обществе.
Проблема в том, что уже не первое поколение русских рассматривает этот кинокомикс как энциклопедию немецкой жизни и истину в последней инстанции. То есть, ты говоришь приятелю: слушай, не надо прыгать с крыши небоскреба, разобьешься! – а он смотрит на тебя стеклянными глазами и бормочет: «что ты! Человек-паук же показывает, что можно цепляться специальной паутиной!»
Так же и с реалиями Германии. В сериале Лиозновой все нацелено на то, чтобы вести со зрителем задушевно-чекистский разговор. «Ну, вы же понимаете, что мы умные люди, мы знаем, как на самом деле», - говорит фильм, предлагая зрителю очередную «Информацию к размышлению». Это подталкивает зрителя к тому, чтобы верить в самозабвенную хлестаковщину фильма и стараться запомнить как можно больше деталей из «информаций» - перед знакомыми знаниями блеснуть. Проблема в том, что данные этих «информаций» - на большую часть полностью выдуманы.
И речь даже не о таких мелочах, как то, что Мюллер, например, был членом НСДАП с 1938 года, а не с 1939, как утверждается в фильме. Или что фильм, создававшийся в рамках коммунистической пропаганды, был обязан следовать идеологической линии – и поэтому всем лидерам нацистской Германии было отказано в образовании выше среднего. И доктор филологии Йозеф Геббельс (защитился в 1921 году), и выпускник мюнхенской высшей технической школы Генрих Гиммлер (диплом от 1922 года) получают в фильме характеристики «образование: среднее». Все это мелочи, хотя и противные.
Дело в другом. Вся эстетика фильма – это большая фантазия. Разумеется, я говорю не о таких мелочах, как советский железнодорожный вагон под видом вагона рейхсбана, или Рига, загримированная под Берн. Понятно, что киностудии работают в условиях дефицита реквизита, а в Советском Союзе с натурными съемками в Швейцарии были проблемы. И даже не говорю о том, что сепаратные переговоры с Гитлером активно вел Советский Союз. Оставим эти мелочи в покое.
Нет, все глубже. Главный эстетический стержень фильма – это черно-серебряная униформа героев-эсэсовцев. Именно эта черная униформа до сих пор определяет садо-мазо-мечты российских поклонников чекистов. Именно с этого фильма в СССР пошла эстетизация нацизма. Однако проблема в том, что черную БДСМ-униформу СС носили только до 1935 года. В 1935 году форма была заменена на мышино-серую, а в 1937 – на форму «полевого серого» цвета, практически идентичную вермахтовской. Разумеется, с двумя погонами, а не с одним.
За сменой униформы стояло стремление руководства СС казаться менее опереточными и более «военными». Ах, знали бы они, как активно будут облизываться на их черные кители советские граждане после просмотра фильма Лиозновой.
Съемка якобы «исторического» фильма с таким ляпом в форме противника – это уже заявка на развесистую клюкву. Аналогом было бы производство американцами фильма про НКВД в 1945 году, где главный герой ходил бы в буденновке с ромбами на петлицах. Отечественные критики Голливуда бы лопнули от смеха и взахлеб рассказывали на интернет-форумах, какие тупые американцы: сняли фильм, где Берия носит в 1945 году форму РККА. А, будучи признанными любителями измерения черепов, патриотические критики Голливуда еще бы и возмутились тем, что Берию у американцев играет чернокожий актер (если уже проводить полную аналогию с «17 мгновениями»).
После этого можно уже ничего больше не писать, но фильм полон ляпов и покруче – причем ляпов, в которые русские до сих пор свято верят. Еще никто из воспитанных на «17 мгновениях», с кем я пил пиво, не удержался – в ответ на мой «Prost!» от замечания, что, мол, «это же северонемецкое!» Ребята, Семенов с Лиозновой вас обманули. Prost! (сокращенное от Prosit, т.е. латинского «за здоровье») – распространено по всей Германии, и даже на юге больше, чем на севере. Легенда о том, что северяне-де «экономят на гласных» - клюква еще более развесистая, сравните северные топонимы Keetzseen или Peenewiesen с каким-нибудь южным Gschwend. Пастор Шлаг вряд ли мог называться пастором – обычно так называют не католических, а протестантских священников.
А повсеместно распространенная вера в то, что при родах женщина кричит на родном не то что языке, а диалекте – это вообще кошмар. Я понимаю, что в Советском Союзе никто не говорил на иностранных языках, и Семенов мог впаривать зрителям любую чушь об особенностях говорения на них. Но сегодня-то уж можно поинтересоваться. Даже нескольких недель пребывания в иноязычной среде достаточно для того, чтобы даже в состоянии забытия говорить на иностранном языке, видеть сны на нем и ругаться, вступив ногой в лужу. Не говоря уже о многолетней жизни агентов за границей (это даже если мы оставим в стороне правдоподобность такой инфильтрации советских граждан в нацистскую Германию).
Полный швах у Семенова и с географией Берлина, причем в ключевых моментах. Например, в десятой серии, когда Штирлиц придумывает в тюрьме легенду, почему его пальчики остались на чемодане радистки, его легенда выглядит так: «Я стоял на Паризер платц, там была закрыта улица из-за бомбежки, там я простоял минут двадцать. Потом я поехал по Байройтер штрассе, чтобы свернуть налево на Доротеенштрассе. Но там меня тоже остановили, так как переулок был перекрыт пожарными машинами, и поэтому мне пришлось ехать в объезд, через Кепеникерштрассе, мимо казарм. Итак, я поехал в объезд через Кепеник. Меня там тоже остановили, парень, который меня не пускал».
Дальше Штирлиц, по версии фильма, блестяще заставляет Мюллера поверить в свою легенду, так как молодой кашляющий полицейский из Кепеника действительно опознает Штирлица. «Вот так в очередной раз Штирлиц обманул гестапо», - сказал бы советский анекдот. На самом деле, после такой легенды гестапо должно было окончательно увериться в то, что Штирлиц – советский агент. Дело в том, что ехать от Паризер платц к Доротеенштрассе (и площадь, и улица – в самом центре Берлина, в паре сотне метров от здания Рейхстага, и в сотне метров друг от друга) «в объезд через Кепеник» - это примерно как ехать со Знаменки на Тверскую через Реутов. «Оу, йес, я есть решил пойехайт короткий путь – trust me, I am a true KGB officer, не какой-то цэрэушник!»
Понятно, что фильм снимался советскими художниками для советских зрителей и фактически про советских гэбэшников. Густо размазанная по фильму тема потребления импортных сигарет, пива и коньяка – это как раз про доступ советских партийцев к распределителям. «Пей свое пиво, сегодня баварское есть», - говорит в пятой серии владелец пивной Штирлицу, пришедшему к нему постоянному клиенту. Мечта о баварском пиве, конечно, одна из ключевых для русского восприятия Германии, однако в самом Берлине фраза про баварское пиво бессмысленна так же, как была бы в Москве бессмысленна фраза «сегодня есть дальневосточная водка». Пиво различается в Германии не по регионам, а по маркам и типам. Если бы владелец пивной хотел подчеркнуть, что у него есть особенное редкое пиво, которое любит клиент, он бы сказал, например – «сегодня есть светлый пшеничный Пауланер» или «сегодня есть светлый Вайштефан».
Впрочем, вероятность того, что берлинский хозяин пивной завлекал бы клиентов баварскими сортами, граничит с ситуацией, когда бы московский ресторатор завлекал гостей питерской корюшкой. А тут – хозяин еще раз подчеркивает: «война не война – а как баварское появится – все идут, даже на костылях». Но, понятно, что автору очень нравилось словосочетание «баварское пиво». Не дрезденское же (это наша, советская ГДР – «испорченная» коммунизмом), а настоящее, капиталистическое баварское.
Кстати, что действительно интересно в фильме, так это чудом попавшие в кадр картины настоящего гэдээровского Восточного Берлина. Например, на 52-й минуте 11-й серии машина Штирлица проезжает мимо разрушенной колоннады и разбомбленного в ноль, до обрушенных стен и пустых окон, здания. Это, на минуточку, здание Нового музея – жемчужины берлинского Музейного острова, аналога петербургского Эрмитажа. То, что здание стоит разрушенным, показывает нам, на что на самом деле шли деньги в ГДР, не сумевшей даже к концу 1970-х восстановить архитектурные сокровища самого центра города – но зато вбухивавшего миллионы марок в строительство укреплений на границе, чтобы не дать восточным немцам сбежать на свободу.
Разумеется, все эти замечания были бы совершенно бессмысленны, если бы речь шла об исключительно художественном объекте. В художественном фильме возможно все что угодно – если это не нарушает художественную целостность замысла. В фильме о мае сорок пятого в Берлине могут действовать марсиане, Сергей Есенин или едущий от Паризер платц на Доротеенштрассе через Кепеник русский агент. Просто не надо пытаться воспринимать комикс про Железного Человека и Халка, спасающих мир от Доктора Но в обстановке Дальневосточной республики, как источник чего-то, кроме бесконечных лулзов. В «17 мгновениях весны» нет ни информации о Германии, ни тайных знаков, ни тайных знаний. Да, и армянский коньяк – вопреки сыгранному Броневым якобы Мюллеру – Уинстон Черчилль не любил, и, возможно, никогда даже не пробовал.
Даже не сомневаюсь, что это "вереск" (украинское слово) Сэргия !
Если кто заглянет на эту страничку, почитайте - во шкварит... клюква с коньяком !
"В Советском Союзе украинцы были в том же статусе, что сейчас чернокожие в США, заявил украинский политолог Сергей Сумленный.
«Украинцы в Российской империи и в Советском Союзе были чернокожими в расистской Америке. Они были объявлены «грязными», «глупыми», их язык был высмеян, их национальная одежда и акцент использовались как «забавная» вещь в комедиях (как «черное лицо»)», – написал он в Twitter, отметив, что носитель этих характерных черт имел «четкие границы».
Он утверждает, что в советской армии украинским призывникам запрещали разговаривать на украинском языке друг с другом даже на территории Украины. Их карьерный рост был ограничен званием прапорщика. При этом представителей этой национальности хвалили только за хорошее ведение хозяйства, поэтому так много украинцев работало на складах, утверждает Сумленный.
«Если вы хотите представить себе портрет «хорошего» украинца в советской пропаганде, вспомните о Мамушке из «Унесенных ветром» (чернокожая героиня, рабыня, воспитательница) – верной слуге, очень устойчивой и знающей свое место. При этом «плохой украинец» был изображен мятежным, мечтающим о независимости (неслыханно!)», – написал политолог.
Он также заявил, что в декабре прошлого года «банда пьяных русскоязычных подростков» якобы убила украинца на улице города Бахмута в Донецкой области «только за то, что он говорил по-украински». С.Сумленный назвал это «охотой на украинцев», сравнив это с действиями движения ку-клукс-клан в США."
А вот за клевету и враньё надо бы этого сочинителя посадить. Пока я пожелаю ему ни дна , ни покрышки.
Пардон, я не видела, чтобы мой комментарий загружался. Поэтому возникло это безобразие )))
вот только в интернете мы почему-то узнаём, что чёрная форма была полностью упразднена только в 1944 году. Серую форму ввели в 1935 году для войск СС. Общие СС получили светло-серую форму в 1938 году.
И, если автор сего опуса помнит, то фильм этот не цветной, а чёрно-белый. Хороши были бы все эсэсовцы в серых формах на сером фоне интерьеров и антуража.
Автор смотрел только на форму и её цвет ? Нет, он ещё следил за тем, по каким улицам ходили и ездили герои. Ага, нет такой улицы в Берлине, значит, ты русише шпиён ! Только в советских фильмах погоня, например, начиналась на Большом Фонтане в Одессе, потом странным образом попадала в другой район города, а заканчивалась вообще то ли в Харькове, то ли в Киеве.
О криках рожавшей Кэт, которая была в бессознательном состоянии, а не в состоянии забытья... Кстати, автор опуса рожать не пробовал ? Так пускай попробует - вспомнит даже китайский.
А если он давно был в Берлине, то пускай проведает столицу всей Германии, которая уже больше 30 лет не может отстроить некоторые кварталы, имеющие вид, как после бомбёжки.
Пиво заметил не той марки ? Так ведь каждому своё.
"На лондонском аукционе, посвящённом 50-летию со дня смерти премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, бутылка армянского коньяка «АрАрАт» 70-летней выдержки была продана за 120 тысяч долларов.
Кроме любимых напитков британского политика на аукционе были выставлены также сигары, одежда и различные предметы, которыми пользовался известный британец."
вот только в интернете мы почему-то узнаём, что чёрная форма была полностью упразднена только в 1944 году. Серую форму ввели в 1935 году для войск СС. Общие СС получили светло-серую форму в 1938 году.
И, если автор сего опуса помнит, то фильм этот не цветной, а чёрно-белый. Хороши были бы все эсэсовцы в серых формах на сером фоне интерьеров и антуража.
Автор смотрел только на форму и её цвет ? Нет, он ещё следил за тем, по каким улицам ходили и ездили герои. Ага, нет такой улицы в Берлине, значит, ты русише шпиён ! Только в советских фильмах погоня, например, начиналась на Большом Фонтане в Одессе, потом странным образом попадала в другой район города, а заканчивалась вообще то ли в Харькове, то ли в Киеве.
О криках рожавшей Кэт, которая была в бессознательном состоянии, а не в состоянии забытья... Кстати, автор опуса рожать не пробовал ? Так пускай попробует - вспомнит даже китайский.
А если он давно был в Берлине, то пускай проведает столицу всей Германии, которая уже больше 30 лет не может отстроить некоторые кварталы, имеющие вид, как после бомбёжки.
Пиво заметил не той марки ? Так ведь каждому своё.
"На лондонском аукционе, посвящённом 50-летию со дня смерти премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, бутылка армянского коньяка «АрАрАт» 70-летней выдержки была продана за 120 тысяч долларов.
Кроме любимых напитков британского политика на аукционе были выставлены также сигары, одежда и различные предметы, которыми пользовался известный британец."
вот только в интернете мы почему-то узнаём, что чёрная форма была полностью упразднена только в 1944 году. Серую форму ввели в 1935 году для войск СС. Общие СС получили светло-серую форму в 1938 году.
И, если автор сего опуса помнит, то фильм этот не цветной, а чёрно-белый. Хороши были бы все эсэсовцы в серых формах на сером фоне интерьеров и антуража.
Автор смотрел только на форму и её цвет ? Нет, он ещё следил за тем, по каким улицам ходили и ездили герои. Ага, нет такой улицы в Берлине, значит, ты русише шпиён ! Только в советских фильмах погоня, например, начиналась на Большом Фонтане в Одессе, потом странным образом попадала в другой район города, а заканчивалась вообще то ли в Харькове, то ли в Киеве.
О криках рожавшей Кэт, которая была в бессознательном состоянии, а не в состоянии забытья... Кстати, автор опуса рожать не пробовал ? Так пускай попробует - вспомнит даже китайский.
А если он давно был в Берлине, то пускай проведает столицу всей Германии, которая уже больше 30 лет не может отстроить некоторые кварталы, имеющие вид, как после бомбёжки.
Пиво заметил не той марки ? Так ведь каждому своё.
"На лондонском аукционе, посвящённом 50-летию со дня смерти премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, бутылка армянского коньяка «АрАрАт» 70-летней выдержки была продана за 120 тысяч долларов.
Кроме любимых напитков британского политика на аукционе были выставлены также сигары, одежда и различные предметы, которыми пользовался известный британец."
вот только в интернете мы почему-то узнаём, что чёрная форма была полностью упразднена только в 1944 году. Серую форму ввели в 1935 году для войск СС. Общие СС получили светло-серую форму в 1938 году.
И, если автор сего опуса помнит, то фильм этот не цветной, а чёрно-белый. Хороши были бы все эсэсовцы в серых формах на сером фоне интерьеров и антуража.
Автор смотрел только на форму и её цвет ? Нет, он ещё следил за тем, по каким улицам ходили и ездили герои. Ага, нет такой улицы в Берлине, значит, ты русише шпиён ! Только в советских фильмах погоня, например, начиналась на Большом Фонтане в Одессе, потом странным образом попадала в другой район города, а заканчивалась вообще то ли в Харькове, то ли в Киеве.
О криках рожавшей Кэт, которая была в бессознательном состоянии, а не в состоянии забытья... Кстати, автор опуса рожать не пробовал ? Так пускай попробует - вспомнит даже китайский.
А если он давно был в Берлине, то пускай проведает столицу всей Германии, которая уже больше 30 лет не может отстроить некоторые кварталы, имеющие вид, как после бомбёжки.
Пиво заметил не той марки ? Так ведь каждому своё.
"На лондонском аукционе, посвящённом 50-летию со дня смерти премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, бутылка армянского коньяка «АрАрАт» 70-летней выдержки была продана за 120 тысяч долларов.
Кроме любимых напитков британского политика на аукционе были выставлены также сигары, одежда и различные предметы, которыми пользовался известный британец."
Мне кажется, что художественный фильм и документальный некорректно сравнивать по одним лекалам.
Сумленный стремительно завершает свою трансформацию в законченного русофоба.
В любом фильме можно найти кучу "ляпов" если их в нём специально искать.Фильм-то не о форме или образованности нацистов. Фильм о чувстве долга, патриотизме и мужестве. И этим он привлекает миллионы зрителей. Что же касательно армянского коньяка, то Черчилль действительно обожал его и выпивал в день не менее одной бутылки.
В любом фильме можно найти кучу "ляпов" если их в нём специально искать.Фильм-то не о форме или образованности нацистов. Фильм о чувстве долга, патриотизме и мужестве. И этим он привлекает миллионы зрителей. Что же касательно армянского коньяка, то Черчилль действительно обожал его и выпивал в день не менее одной бутылки.
Хм.. про форму весьма сомнительное утверждение, войска СС всегда отличались от обычных частей вермахта и созданы они были немного для других целей ..и гордость Гитлера как-никак! Впрочем даже если и так, то точнее было бы сравнение "это как НКВД в 45-ом ходили бы в тщательно подогнанной, вычищенной, со всеми аксельбантами форме". Про родной язык автор тоже загнул: за три недели жизни заграницей ты никак не будешь думать и говорить на том языке, ругаться тем более! Насчет диалекта - его еще труднее выкоренить из памяти, если как-то и можно замазать за долгие годы тренировок, то окажись в родной обстановке или какой-то экстраординарной ситуации, то он автоматически выскочит из подсознания!
Читаю и краснею за наш затюканный народ. Как можно не знать, что Мюллер член не с 39, а аж с 38 года.? Не стыдно? Как такие посмели надавать по сусалам истинным арийцам, каждый год менявшим цвета мундира... ? Даже хохмить не хочется над автором, который всегда вопит от боли на "иностранном" языке. А на таможенном посту не путается? PS. а баварское ваше- крашенная водичка. Пивали, знаем.
а я всё ждал, читая статья, когда же автор начнёт хвалить немецких военных и ругать советского война, который, от большой любви к Родине (нынешнему поколению, жаль, но не понять этого), "посмел обидеть" "гуманного" немецкого солдата... пусть с ляпами, но наш народ в те годы умел и снимать кино, и восстанавливать разрушенную страну, и быть впереди планеты всей что в науке, что в культуре... я горжусь нашим народом и тем что и как он умел делать.... СПАСИБО Вам наше старшее поколение.....
После 2014 года этот сочинитель преуспел и в том, чего вы ждали.
Всё что тут описано особого значения для советского народа значения не имело, главное было - наша Победа.
А вот алкогольные пристрастия персонажей хорошо известны. Черчиллю регулярно поставлялся армянский коньяк Двин, это факт. А вот что до Мюллера - то его "я люблю водку" чистый неправда. В мемуарах Шелленберг рассказывает что Мюллер пил как раз коньяк.
Я Вам сейчас ещё один лубок дам - как раз на День Победы. Самая настоящая клюква, яа-яа. В результате выращивания такой клюквы победа получается на нужной стороне.
Имперская Канцелярия 9-го мая 1945г
Канонады раскаты,
На передний наш край
Сорок пятый – проклятый
Надвигается май.
Окружили наш бункер,
Сыплют мины на нас…
Что ж, разлейте по рюмкам
Остающийся шнапс.
Выдать фауст-патроны,
Пьём под «Гибель богов»
За витые погоны,
За штандарты полков.
За двойные зиг руны,
За здоровье коллег.
Не грусти, Кальтенбруннер,
Выше нос Шелленберг.
За последний пьём выстрел,
За неведомый страх,
За дубовые листья
На железных крестах,
За Париж и Варшаву,
За оружия звон,
За бессмертную славу
Всех германских племён.
Может, через минуту
Наш окончится бой.
Ах, Германия-муттер,
Что же станет с тобой?
Твои нивы измяты,
Твои вдовы в слезах,
Тебя топчет пархатый
Большевистский казак.
И заносит заразу
Твоим девушкам гунн,
И киргиз косоглазый
Гонит в кирху табун.
Смерть стоит на пороге,
И, вошедший в кураж,
Маршал их кривоногий
Тычет пальцем в Ла-Манш.
И, как ужас Европы,
На горящий Рейхстаг
Забрался черножопый
И воткнул красный флаг.
А назавтра под утро,
Хохоча и грубя,
В комиссарскую юрту
Приведут и тебя.
Там заждался лежащий
На кошме замполит,
Пучеглазый, как ящер,
Толстогубый семит.
Он в предчувствии ласки
Ухмыльнётся сквозь сон
И распустит завязки
Своих ватных кальсон…
Для немецкого ж воина
Лучше гибель, чем плен.
На секундочку, фройляйн,
С моих встаньте колен.
Упирается дуло
В поседевший висок,
Сердце сладко кольнуло,
Палец жмёт на курок.
Пусть забрызгал я скатерть,
И пропала еда,
Но меня не достать им
Никогда, никогда.
Всеволое Емелин
Прэлестно )))
Вот и моя косметичка смотрит Доктор Хаус и возмущается на тупость диагнозов.
А народ смотрит и радуется, потому как, не про то фильм.
Про образование офицеров принимается, только думаю то была партийная цензура, и обусловлено временем. А все остальное придирки узкого специалиста.
Не для Вас фильм делали, г-н Германист, и другим вещам внимание уделяли.
Меня Шварц в шинелке-аля-мент тоже улыбает.
EGAL!
Гораздо смешнее космонавт бухой на орбите, кажется, он там еще и в ушанке. Для полноты картины не хватает еще медведя. Наверно были проблемы поведенческие в состоянии невесомости, решили не тратится на зоопсихолога..
А про роды вам бы лучше...
Я тоже в среде (теперь уже только в отпуске) на немецком (корявом своем) думаю и "Шайзе" шиплю, если там, лужа!!
а роды...
Вставьте зонтик.....
...Когда я между схватками в сознание возвращалась, не понимала, как головой вниз под кроватью оказывалась, а в другой раз уже наоборот. Я после родов день-два говорить не могла, врачи сказали, меньше орать надо было.
Город был - Lychen, а вот орала я не "SCHEISE".