Отношения немцев с патриотизмом – это очень долгие и сложные отношения. Слишком часто за историю страны диктаторские режимы использовали патриотизм в своих неблаговидных целях – итогом патриотического дурмана стали сотни разрушенных немецких городов и миллионы погибших немцев, не говоря о страданиях, которые причинила немецкая армия соседним народам.
Именно поэтому любые демонстративные проявления гордости за родину традиционно вызывают у немцев сложные чувства. Вот только что в Германии разразился очередной скандал: уважаемая партия «Зеленых» разместила в своем интернет-магазине наклейки с перечеркнутым немецким флагом и надписью: «Патриотизм? Спасибо, не надо!» Консерваторы на такие наклейки ругаются, напоминая, что Германия делает много хорошего, левые же немцы такое заявление одобряют: безрассудная любовь к родине – это чувство опасное.
Немцы избегают выражения солидарности со своей армией или с другими «официальными» институтами государства. Неудивительно, что серьезной отдушиной для патриотических порывов выступает футбол – спорт, который немцы очень любят и в котором могут похвастаться отличными успехами – как-никак, именно немцы были чемпионами мира трижды. Чаще чемпионат мира выигрывали только бразильцы. И даже аргентинцы выигрывали кубок лишь два раза.
Собственно, именно с чемпионата мира по футболу в 1954 году в Швейцарии и началась история превращения этого вида спорта в патриотическую отдушину для немцев. Послевоенная Германия явно не была страной, в которой граждане были готовы гордиться собой. Разрушенная войной, разделенная на две части, еще не переварившая осознание того, что же немцы натворили за шесть лет мировой войны, Германия была растеряна и подавлена. Неудивительно, что, когда 4 июля 1954 года сборная Германии по футболу выиграла финальный матч в Берне, ликованию немцев не было предела. Впервые после войны немцы сделали что-то, чем можно было гордиться и что вызывало ликование соседей-европейцев. Впервые немцы могли гордиться победой – на мирном спортивном поле.
Выигрыш финала в Швейцарии вошел в историю Германии как «Бернское чудо». Это событие настолько важно для немцев, что ему посвящаются фильмы, а в специальном тесте на знание Германии, который должны пройти иностранцы, желающие получить немецкое гражданство, есть специальный вопрос на знание этой игры.
Неудивительно, что в 2006 году, когда Германия впервые принимала у себя чемпионат мира по футболу, немцы открыли для себя совершенно новое ощущение: гордость за проведение чемпионата. Впервые за всю историю послевоенной Германии из тысяч окон по всей стране немцы вывесили национальные флаги. Водители стали навешивать на свои машины специальные флажки, закрепляющиеся под боковым стеклом и развевающиеся при езде. Тысячи молодых немцев стали выходить на улицу, надев на себя гирлянды из черных, красных и золотых элементов, шляпы в цветах национального флага и раскрасив щеки в те же цвета. Германия вдруг стала черно-красно-золотой.
Такая демонстрация национальной солидарности вначале даже испугала общество. В эфире ведущих телеканалов страны политологи и журналисты наперебой спорили, не приведет ли такое увлечение национальной символикой к росту национализма – а это то, чего современные немцы боятся, возможно, больше всего. Известный философ Петер Слотердайк в интервью журналу Der Spiegel назвал – в своем обычном провокационном стиле – выражение симпатии к национальной сборной «атавизмом» и заявил, что настоящий гражданин скорее должен желать национальной сборной поражения, а не победы.
Впрочем, сразу надо сказать, что оснований для страхов было немного. Немецкие болельщики совершенно не относятся к числу всемирно известных хулиганов. Даже во время самых напряженных матчей на улицах немецких городов полиции очень немного. Максимум, что позволяют себе немецкие фанаты, – это забросать футбольное поле файерами или выбежать после игры на газон. Но даже когда это случается (как, например, произошло месяц назад после игры берлинской команды Herta BSC и дюссельдорфской Fortuna) – все обходится без пострадавших.
Неудивительно, что и в случае с ЧМ-2006 страхи немцев оказались напрасными. Гордость за страну трансформировалась не в агрессию, как боялись комментаторы, а в гостеприимство. Официальный лозунг чемпионата: «Весь мир в гостях у друзей» – немцы восприняли близко к сердцу и сделали все, чтобы чемпионат мира превратился в «летнюю сказку» для всех гостей, и так увлеклись, что даже перекрасили в футбольный мяч знаменитый шар берлинской телебашни.
Впрочем, немцы не были бы немцами, если бы не придумали на фоне чемпионата мира два новых развлечения. Во-первых, немцы решили пошутить над собственным образным описанием футбола: «круглое (мяч) должно попасть в четырехугольное (ворота)». И придумали игру по забиванию мяча в круглые ячейки. Почти на каждом углу в городах Германии были установлены макеты ворот, закрытые щитами. В щитах были сделаны две круглые прорези: в правом верхнем и в левом нижнем углу.
Всем желающим предлагалось попробовать себя в роли футбольного снайпера и забить мяч не просто в ворота, а в две оставленные дырки. Игра стала настолько популярной, что в немецких школах сейчас проводятся настоящие чемпионаты по забиванию мячей в фигурно вырезанные ворота.
Во-вторых, власти Берлина изобрели «фанатскую милю», выделив на время чемпионата мира центральный шестиполосный проспект города под пешеходную зону с установленными на ней огромными экранами, показывавшими в режиме реального времени все матчи чемпионата. Гигантская зрительная площадка длиной в 1,8 километра (во время финала на ней собралось около 900 000 человек!) стала настолько популярной, что с тех пор ее устраивают на каждый чемпионат мира и Европы.
Разумеется, в организации «фанатской мили» не обходится без чисто немецких организационных тонкостей. Так, пиво и сосиски продаются здесь обязательно в разных палатках, а это значит, что страждущим болельщикам надо выбирать: покупать ли сначала пиво (и стоять в очереди за сосиской в то время, как пиво нагревается), или сосиску (и стоять в очереди за пивом, видя, как остывает сосиска).
Ну, а главная проблема для окружающего фанатскую милю парка Тиргартен – это то, что сотни тысяч болельщиков игнорируют расставленные вокруг переносные туалеты и освобождают мочевые пузыри прямо в кустах. Из-за этого почва Тиргартена может сильно пострадать от загрязнения солями! – предупреждали экологи. Берлинская мэрия нашла остроумный ответ: регулярно ночами на лужайки и кусты Тиргартена берлинские пожарные выливали тонны пресной воды: чтобы разбавить дневную мочу и восстановить экологический баланс.
Фанатская миля работает и в ходе текущего чемпионата Европы. Все так же на каждую игру немецкой сборной здесь можно увидеть бесчисленное количество берлинцев с флагами и другой национальной атрибутикой. Только сегодня уже никто не боится того, что их патриотическое воодушевление может оказаться опасным для Германии. Немцы доказали всему миру – и прежде всего, себе самим – что могут болеть за свою сборную мирно и дружелюбно.
- #Германия
- #Евро-2012
- #история
- #люди
- #национальность
- #патриотизм
- #победители
- #спорт
- #футбол
- #Швейцария