Таинственный «остров армян»

В год, предшествующий 100-летнему юбилею геноцида армян, когда на Венецианском кинофестивале показали фильм «Шрам», посвященный этой трагедии одного народа, я не могла не заехать на загадочный остров Сан-Ладзаро дельи Армени, то есть «армянский остров». Это один из 40 островов Венецианской лагуны, который расположен в непосредственной близости от Лидо, где традиционно проходит фестиваль. С 2006 года я любовалась на него из окна гостиницы - крошечный, с колокольней, он всегда манил своей недосягаемой близостью.

Попасть на Сан-Ладзаро не так-то просто. Идущий с Лидо в Венецию «водный трамвайчик» делает остановку на острове раз в день, точнее два – чтобы доставить и забрать посетителей. Время прибытия соответствует расписанию единственной экскурсии (ежедневно ровно в 15:25) в сопровождении гида, которая предлагается на нескольких языках. Самостоятельно гулять по острову нельзя. Это – действующий мужской монастырь. Его постояльцев, разумеется, не видно.

Средневековая история Сан-Ладзаро – типичная для периферийных островов лагуны, служивших карантинными станциями, на которых останавливались все прибывающие в Серениссиму, чтобы не допустить проникновения в Венецию завезенных из-за моря болезней и распространения эпидемий.

Вера Щербакова
Вера Щербакова

Вера Щербакова окончила факультет иностранных языков МГУ им. Ломоносова, там же защитила кандидатскую по культурологии. Вся профессиональная жизнь - 13 лет - связана с ИТАР-ТАСС. Корреспондент агентства в Италии с 2007 года. Время от времени звучит на радио, иногда на ТВ, пишет для журнала «Эхо планеты», снимает сюжеты для ТАСС-ТВ. В общем, старается соответствовать современному требованию  «мультимедийности» журналиста. Обожает Рим.

Потом Сан-Ладзаро превратился в лазарет (игра слов неслучайна) для прокаженных, которых туда свозили в изоляцию со всей лагуны. Отсюда остров и получил свое название – в честь святого Лазаря, покровителя и врачевателя пораженных проказой.

Разумеется, там была церковь. А по некоторым данным, первый храм возвели еще в IX веке бенедиктинцы. Так что зарождение именно там нового монашеского ордена вполне символично. После скитаний, спасаясь от гонений на христиан со стороны турецких властей, в начале XVIII века в Венецию прибыл Мхитар Севастийский, просвещенный армянский католический монах-проповедник.

Надо напомнить, что христианство в Армении было принято еще раньше, чем в Риме – в 301 году, что небезосновательно дает армянам чувство превосходства даже над Ватиканом. С Папой Римским у армянских иерархов отношения складывались не всегда гладко, вплоть до того, что Армянская церковь, оставаясь ортодоксальной, не приняла ряда обновлений ритуала и догм.

Как пояснила экскурсовод на Сан-Ладзаро, во многом в корне наметившегося конфликта лежало недопонимание и расстояние. Видным представителям Армянской церкви было сложно добраться до Рима, чтобы присутствовать на соборах, а принятые на них решения до них часто доходили в искаженном виде.

Мхитар был одним из сторонников сближения с Папой, и поэтому подвергался обструкции и со стороны армянских иерархов. Через Морею (полуостров Пелопоннес), находившуюся под владычеством Венецианской республики (и отвоеванную потом Османской империей), Мхитар перебрался в саму Венецию, где и получил в дар к тому времени (1717 год) уже заброшенный Сан-Ладзаро.  Там и было суждено родиться его монашескому ордену мхитаристов, а основанный ими монастырь превратился в настоящий научный просветительский центр.

Монахи занимались переводом и переписыванием книг, на Сан-Ладзаро была своя типография, печатавшая книги на 36 (!) языках. Сейчас в библиотеке острова хранится 170 тысяч томов. Среди них есть редкие, уникальные экземпляры – мини-Евангелие 1065 года, книги на иврите XII века. И, разумеется, мхитаристы собирали все, что касалось армянской культуры и письменности. Экзотические предметы в коллекции монастыря, привезенные из далеких земель путешественниками, указывают на открытость монахов другим культурам.

Мхитаристов отличает научный подход, который проповедовал сам Мхитар. Поэтому не так удивительно, что в католическом монастыре хранится одна из лучше всех сохранившихся в Европе египетских мумий, хотя, казалось бы, это совершенно языческий элемент.

Богато расшитые одежды указывают на то, что усопший был, скорее всего, жрецом. Католические монахи бережно сохранили не только саму мумию языческого священнослужителя, но и саркофаг, датируемые 1069-525 годами до н.э.

Среди картин неожиданно возникает до боли знакомая любому русскому морская композиция – Ивана Айвазовского (Ованнеса Айвазяна). Брат знаменитого художника-мариниста Габриэл был архиепископом Армянской апостольской церкви. Совпадение? На «острове армян» нет случайных вещей.

Собственно, именно то, что Сан-Ладзаро стал «сокровищницей знаний», спасло мхитаристов и их монастырь от разорения после наполеоновских завоеваний. Император, как известно, повелел разрушить все монастыри в Венеции. Но армянская обитель была квалифицирована как академия, а науку Наполеон чтил.

Два года на Сан-Ладзаро провел английский поэт-романтик лорд Байрон, который увлекся армянским языком и даже начал работу над словарем. В память о его пребывании на острове сохранилась мемориальная табличка.

Не сохранилось, наоборот, никаких документальных свидетельств, а лишь легенды, о жизни на острове инкогнито еще одной знаменитой исторической личности – грузина Иосифа Джугашвили. Слушатель духовной семинарии служил в армянском монастыре звонарем.

Сейчас в монастырь «иностранцев» не допускают – на данный момент кельи занимают 24 армянских монаха, приехавших на Сан-Ладзаро из разных уголков мира, где есть армянская община. А, как известно, армяне, спустя 100 лет после истребления, оказались разбросаны повсюду.       


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?