Оставим обсуждение достоинств/недостатков картины критикам. Как и сам по себе значимый для мирового кинематографа факт, что главный приз завоевывает документальное кино, давно оттесненное художественным. Очень спорная «Пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля 2004 года агитке Майкла Мура «9/11 по Фаренгейту» не в счет.
Римская кольцевая здесь всем известна под лаконичной аббревиатурой ГРА (GRA). Примечательно, что это не только первые буквы трех слов, означающих назначение трассы, опоясывающей Рим, но и фамилия инженера ее спроектировавшего в середине ХХ века - Джулио Гра. Сейчас это – «кольцо» протяженностью 68 км сконцентрированной малопривлекательной периферии, на которую, «сбрасывают», как в кладовку, старые вещи.
Вдоль окружной тянутся бесконечные торговые и складские площади, накрытые гигантскими алюминиевыми листами, промышленные ангары. Периодически вырастают махинами глобализированные названия типа «ИКЕА» и «МЕТРО». Заметно выделяются на унылом фоне стеклянные сверкающие башни «Мерседеса», в которых гордо в колонку выстроены новенькие «Смарты».
Примечательно, что тут же старая башня, средневековая, как минимум, а, может, служившая еще форпостом древним римлянам. Типовые дома, вид из некоторых окон открывается на серые от смога мосты развязок, звуковое сопровождение - шум четырех автомобильных полос. Кое-где нагромождение бараков разной величины и степени потрепанности прерывается зелеными нетронутыми полями со старыми заброшенными фермами. Кое-где даже пасутся овцы - характеристика типично римская, но таких участков остается все меньше.
В окне машины пролетают (или медленно тянутся, если стоишь в пробке) контейнеры, стройматериалы, убогое подобие вилл, парники, склады, огороды с сомнительной продукцией, удобренной выхлопными газами, бензозаправки, недостроенные коробки, группы жилых кондоминиумов, выбивающиеся из распухающего и, как дрожжевое тесто из кастрюли, перевалившего границы кольцевой города, старомодные водокачки, натыканные во времена Муссолини, щиты с указанием дорог, которые ведут в Рим.
Но ГРА - это тоже Рим, только его темная сторона. Ее главные обитатели, точнее обитательницы - проститутки. В Риме по совершенно очевидным причинам (Ватикан на территории) нет своего «квартала красных фонарей». Но виды обнаженной натуры встречаются куда чаще, чем в Амстердаме. Девушки, как правило, иностранки, стоят повсюду и в любое время суток.
Есть у них свои поделенные «зоны»: интересуют чернокожие чаровницы - на выезде с Аппиевой дороги, длинноногая Восточная Европа - вдоль Маркони, все ближе к ГРА. К «рабыням любви» добавляются в большом количестве модные нынче трансвеститы. За ними закреплены тоже свои хорошо известные точки. Мимо всей это «витрины» сексуальных услуг проносятся тысячи машин, в том числе полицейских. Некоторые полицейские останавливаются - перекинуться парой слов. При всех ужесточениях законодательства и праведном оскале Ватикана изжить открытую торговлю телом не удается.
Для знакомства с темной стороной Рима иногда не обязательно кататься по кольцу, достаточно «ближнего круга» - вокруг центрального вокзала Термини. В ночное время поражает длинный ряд уложенных штабелями тел - иммигранты и иногородние, те, кто месяц назад приплыл, рискуя жизнью, по морю, и те, кто неделю назад потерял работу в Неаполе. Скажу прямо, вид массовой безысходной ночлежки в центре города – не совсем достойный туристической мекки цивилизованной Европы.
По-итальянски название фильма «Священная кольцевая» - «Sacro GRA» на слух звучит как «Священный Грааль». Ассоциативный ряд можно продолжать: Священная дорога на Римском форуме, одном из древнейших признаков европейской цивилизации, не говоря уже о Священной римской империи.