Приходим. Оказывается, на концертах она поет под арфу. Арфист у нее - знаменитый Ксавье де Местр, лауреат множества премий, которого называют новатором, раздвинувшим грани своего инструмента.
И мы видим - да, этот молодой человек с нечеловечески длинными и гибкими пальцами грани действительно раздвинул. Он по-хозяйски обнимает свою арфу и начинает перебирать струны этими своими пальцами - будто на ткацком станке вот прямо сейчас выплетает прекрасную мелодию.
Народ ему кричит «бис» и «браво». А любимая нами Диана как-то не идет. Поет она Рихарда Штрауса, и в этих песнях ее голосу тесно как в темнице. Негде развернуться. Один раз, правда, я изумилась удивительному эффекту: она рот почти закрыла, а мощный звук шел прямо из диафрагмы, растекаясь по залу как органное звучание. Но в целом - без особых восторгов. Все чинно-благородно.
Публика вежливо аплодирует. Сидящая впереди нас случайно забредшая семья из бывшей союзной республики вертится и тоскует, а сын громко-трагически шепчет отцу:
- Блин! И ведь все это - еще и на немецком языке!
Второе отделение с Дворжаком прошло живее. И все же... Венская публика, которая Дамрау обожает, вежливо вызывает ее на бис. И вдруг! Она лукаво улыбнулась. И...
Звук неизъяснимой красоты и силы прошелся по залу, заглянув в каждую ложу: она послала свой голос гулять по театру сначала - справа налево, потом - слева-направо, и зал заполнился им, как пенящимся кислородом, до самых краев. И мне казалось, мы теперь даже дышим чудесной мелодией.
Потом немыслимый голос мгновенно взлетел вверх, под самое небо, посиял там солнцем и водопадом рухнул вниз, разбившись на множество сияющих осколков. Опять взлетел, набрал нездешнюю силу, заметался нежной птицей по нашим сердцам, подхватил их, собрав в стаю, сильным вожаком повел за собой в самую светящуюся высь, мы парили там вечность... и вдруг мгновенно угас, как закатившееся солнце, оставив нас еще несколько секунд барахтаться в опустевшем небе.
И тогда весь зал Венской оперы вскочил, будто подброшенный пружиной, и все блаженно-восторженно, единой глоткой выдохнули: «О!О!О!»
И в этом громком стоне уже плескалась тоска по тому, что вот сию минуту закончилось. И надо возвращаться и как-то жить не в золотом Поднебесье, которое мы на мгновенье увидели, а на обычной Земле.
Ну, потом ей неистово аплодировали еще минут 20. И кричали. И махали руками. И не хотели уходить. Потому что вот сейчас нам было дано доказательство: другой прекрасный мир существует.
И я подумала: ради этой минуты и делается все на свете. И все не так плохо на нашей Земле, как иногда кажется...
Кстати, еще блистательную Диану Дамрау можно увидеть в Theater an der Wien в паре с великолепным русским тенором Дмитрием Корчаком (интервью с ним можно прочитать здесь).
Вообще-то я не люблю, когда осовременивают оперу. Этот монументальный жанр кажется мне неприспособленным для сегодняшних кивков и аллюзий. Ведь и в свою эпоху рассказанные в операх истории не претендовали на правдоподобие.
Все эти мавры, куртизанки, заточенные восточные красавицы и влюбленные до смерти юноши были орнаментом, обрамляющим чудесные мелодии и прекрасные голоса.
Но вот «Искатели жемчуга» впервые поколебали мое стойкое убеждение. И ведь авторы не обошлись с сюжетом бережно - нет, они порезвились над оперой Бизе вволю.
Пышную экзотическую мелодраму про несчастную жрицу с острова Цейлон, необдуманно давшую обет безбрачия в самый разгар любовных страстей, режиссер Лотте де Бир поставил как телешоу - типа «Последнего героя». Ведущие выходят с факелами на площадку, спешно уставленную пальмами, исполнительница главной роли поет, загнувшись в невероятную позу на коврике для йоги, а телевизор над головами героев проводит зрительское голосование: жизнь или смерть?
Все эти придумки безумно смешны, и, что удивительно, почти не мешают наслаждаться великолепными голосами солистов. А в паре с Дамрау поет наш блестящий российский тенор Дмитрий Корчак - один из самых интересных молодых современных теноров мира. Он, как и Дамрау, демонстрирует прекрасные актерские способности, заставляя нас, зрителей, то замирать от полета своего голоса, то смеяться над ситуациями, в которые попадает его персонаж.
А потом во время хода спектакля тебе вдруг «включают» на заднике огромный земной шар в разрезе, где в множестве сот-квартир телезрители следят за сюжетом и решают смс-ками, кого казнить, кого - миловать, или показывают толпу, снимающую казнь на мобильник... И ты еще раз понимаешь, в каком глобальном одуряющем шоу живет весь наш мир...
Словом, этот спектакль я могу смело рекомендовать.
А вот по поводу «Хованщины» в Венской Опере в постановке выдающегося российского режиссера Льва Додина и известного дирижера Семена Бычкова мнения разделились. Одни - в восторге от нового прочтения Мусоргского: постановщик смело сместил акценты, действие происходит как бы на всемирном пожарище, в борьбе староверов и новой власти угадываются столкновения либералов и патриотов... Другим такое осовременивание пришлось не совсем по вкусу: особенно шокировало некоторых полное раздевание актеров в сцене самосожжения..
Впрочем, перед Рождеством и Новым годом опера максимально облегчает свой репертуар, отдавая предпочтение спектаклям более жизнерадостным. В сам Новый год и два последующих дня здесь традиционно идет любимая венцами «Летучая мышь». Но уже сейчас почти во всех залах Вены начинаются рождественские концерты. Особенно они хороши в Хофбурге, Шенбруне, в Моцарт-хаусе, Курсалоне.
Целый месяц править бал здесь будут Штраус, Моцарт, Легар, Кальман. А потом наступит время и самих балов. Так что любителям музыки в Вене будет, где коротать свои вечера.