Как я стала сюрреалистом

Никогда не думала, что посещение выставки Миро в Вене поможет мне в жизни. А вот выручило! Хотя ничто не предвещало. Поначалу я даже не могла затащить на выставку подругу.

- Ненавижу абстракционистов! - сердилась она. - Всю Вену изуродовали своими глупостями!

- Но он сюрреалист!

Наталья Барабаш
Наталья Барабаш

Профессиональный журналист, последние 16 лет работала в газете " Комсомольская правда", была шеф-редактором еженедельника "КП"  и заместителем главного редактора газеты. Сейчас  живет в Вене, очень любит этот город и готова рассказывать о нем бесконечно.

- Какая разница? Идиотизм одинаковый!

Вообще-то в глубине души я с подругой была согласна. Как посмотришь в Австрии на волосатые многочлены в виде памятников, куски стекающих фекалий в виде картин и садовые скульптуры из ржавых прутьев, напоминающие знаменитого бендеровского Сеятеля, так и пригорюнишься. Но Миро меня чем-то подкупал - детской радостностью красок, что ли. И мы пошли.

Ну что. Первый зал меня  успокоил. Там все можно было узнать. Вот, например, одна из первых известных работ - «Ферма» (1921-1922). 

Молодой бухгалтер Миро заболел тифом, поехал восстанавливать здоровье на родительскую ферму. И изобразил все, что там полюбил: лошадей (одна из них, вернее, задняя ее половина даже топчется в коридоре дома), собак, улиток,  кур, петухов. Голубей, зайцев, муравьев. Лейки, пруды, деревья.

Как он сумел затолкнуть все это в одно полотно - загадка, но им всем там не тесно: картина наполнена бездонным испанским воздухом.  Кстати, в свое время именно эту никому не нравившуюся работу купил нищий Хемингуэй, заняв денег у приятелей в барах. А уже в 1987 году  ставшее бесценным полотно Мэри Хемингуэй передала Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

Или вот прекрасное: «Огород и осел». Даже не нужно говорить, что там. Все согласно табличке.

Потом, правда, пошло хуже. «Голова каталонского крестьянина» уже изображает голубое облачное небо, на котором парят два глаза-планеты с лучами,  алый завиток - шапка? и водорослевые  каляки-маляки вместо бороды.

В  «Фермерской еде» - два абстрактных крокозяблика и плывущая по небу  над черным прямоугольником рыбка, в картинах без названия - нагромождение летающих глаз,  квадратов, встревоженных линий... Короче - полный сюрреализм.

Его Миро подхватил в Париже в 1923 году. Кто говорит - от голода, когда художнику от недоедания стали являться галлюцинации. Кто - от общения с известным сюрреалистом Андре Бретоном и его пылкими последователями. Они считали голодные галлюцинации полезными для творчества: очень это  освобождает бессознательное. Словом, я так поняла, что в следующих залах мы с подругой нормальных лошадей с курами уже не увидим.

И не ошиблась.  В 1933 году у художника вовсю на мрачном сине-багровом фоне летают разные топоры, серпы, кости и пенисы. А что? В мире-то неспокойно.

Вон в одном справочнике я прочитала: «В 1936 году начинается гражданская война в Испании... Миро живет в уединении на ферме, но сердце его с республиканцами, и он борется с помощью своего искусства: см. «Мужчина и женщина перед кучей дерьма». 1936 год...»

Врать не буду - кучу дерьма на этой выставке я не нашла.

Меня, если честно, больше женщины на картинах удивили. Как увидишь расползшуюся медузу, когти, кровавые клыки, оскаленные зубы - жди табличку с названием «Женщина». Я уж подумала - не ругался ли Миро в это время с женой?

А почему-то самые светлые и радостные полотна получились у Миро в 1939-1944 годах. Он с семьей убежал от фашистов в нормандскую деревеньку Варанжевиль, а на самом деле - вообще в другие миры. Где все прекрасно и полно чистой поэзии. И где детской нетвердой рукой перемешаны луна, солнце, звезды, глаза, насекомые, птицы...

- И что? - шипела мне в ухо подруга, когда мы уже возвращались мимо картины, где крестьяне были изображены, как в детской присказке:  палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек.-Вот это и есть искусство?

-Видишь ли, сам Миро считал, что после наскальной живописи человечество уже ничего великого в изобразительном искусстве не создало. А если сравнивать с наскальной живописью - да, неплохо! - выкрутилась я.

 А про себя подумала: воспринимать эти картины со звериной серьезностью я не готова. Но как попытка отвлечь человечество от его угрюмости шутовским ярким дуракаваляньем...

Словом, ушли мы с выставки. А через несколько дней попала я на пробный урок немецкого языка. Чтобы понять свой уровень. С первых же фраз я его поняла:  нулевой. Потому что в ответ на вопросы преподавателя могла только мычать и идиотически улыбаться. Группа смотрела на меня с вежливым сочувствием. Может, решили, я по жизни такая...  А надо сказать,  уроки тут ведут в игровой форме.

И вот веселый учитель лет 25 прямо на длинном столе начинает чертить фломастером дома,  светофоры, реку с мостом. А потом говорит: все по очереди  рисуем город, по которому будем сейчас путешествовать. И передает цветные карандаши учащимся. 

Парень напротив красивый собор изобразил. Девушка рядом  - деревья в парке, соседняя с ней дама  -  роскошный ресторан со столиками. Наконец протягивают фломастеры мне.

А у меня - рисовальный идиотизм. Ну то есть сроду я ничего путного не изобразила. Так, чтобы можно было хотя бы отдаленно  понять, что это. Моя схема прохода к  магазину рядом  с парижской оперой, почему-то смахивающей на мужское достоинство, до сих пор висит у друзей, как образец первобытной порнографии. Словом, я приготовилась к позору. Как вдруг…

Я быстро взяла фломастеры. Уверенно вывела неровный дрожащий круг. В центре - кособокий прямоугольник. А на нем - палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек.

Группа  замерла и онемела.

- А что это вы нарисовали? - осторожно-ласково, как у безнадежно больной,  спросил  преподаватель. Я гордо вскинула голову.

- Разве вы не видите? Это монумент! Памятник императрице Марии Терезии!

- Это ... Мария Терезия? - слегка заикаясь, переспросил  учитель, уставившись на моего крокозяблика-сеятеля.

- А что? Это непонятно?! Между  прочим, я - последовательница художника Миро. Слышали о таком известном сюрреалисте? Мы, сюрреалисты, видим мир только  так! Освобождать надо свое бессознательное!

Группа как-то притихла, смотрит на меня с уважением. Запуская машинку, уважительно говорят, косясь на крокозяблика: поворачиваю к памятнику Марии-Терезии...

- Вы рисунки наши потом стираете? - спрашиваю напоследок у учителя. -Жаль. Неплохие деньги можно было бы за мой монумент императрице получить...

И только на улице я облегченно выдохнула: спасибо, Миро!

Хотя, между нами - ну ничем моя Мария-Терезия была не хуже его человечков. А уж если сравнивать с наскальной живописью! Чистый сюрреализм!

А ведь раньше я, дурочка, думала, что просто не умею рисовать...

Кстати: Выставка Миро в Альбертине продлится до 11 января 2015 года.

Какие еще выставки можно посмотреть:

«Веласкес - художник короля» в Историко-Художественном музее - до 15 февраля 2015

«Вдохновленные  Моне» в  Бельведере до 8 февраля 2015

«Шелк – кружево – горностай» - выставка гардероба императрицы Сиси в Хофбурге - до 1 февраля 2015

 10-й фестиваль Vienna Art Week –  с 17 по 23 ноября. Выставки, подиумные дискуссии, доклады лучших экспертов мира,  специальные экскурсии, инсталляции интервенции и представления пройдут в  Сецессионе, Венском  Доме искусств, Доротеуме,  и других площадках.

Мероприятие «Open Studio Day», которое начнется 22 ноября в 13.00,  откроет для  посетителей  100 художественных мастерских, что позволит увидеть непосредственно процесс творчества.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?